В последнее время музыкальные журналисты и слушатели по всей стране поют дифирамбы певице Марии Щедриновой, которая начинала свой творческий путь в родном Железногорске и Красноярске. Она окончила ГИТИС, выступала в Театре национального искусства Владимира Назарова, а сейчас выпускает музыку под творческим псевдонимом Marytale. Её альбом «Звёздная пыль» считается одним из самых ярких отечественных релизов последнего времени. Недавно у Марии вышел совместный трек «Эти цветы никогда не умрут» с группой «Сироткин» — флагманом отечественной инди-сцены. Концерты этого коллектива по всей стране проходят при полном зале, а на их выступление в Красноярске выстроилась очередь.
Журналист Gornovosti Дмитрий Попугин поговорил с восходящей звездой Марией Щедриновой о творчестве, женской силе, родине, вдохновении и работе с коллективом «Сироткин».
— Мария, в чем заключается твой неповторимый музыкальный почерк?
— Авторский почерк — важная тема для каждого артиста, и в самом начале музыкального пути исполнители сталкиваются с проблемой поиска собственной индивидуальности. Мне знакомы подобного рода трудности. Я долгое время писала музыку, о которой можно было сказать: «Это очень похоже на этого исполнителя». На мой взгляд, у нас, начинающих артистов, получается «вторичная» музыка зачастую потому, что мы привыкли сравнивать себя с другими, слушать советы авторитетов и сомневаться в себе. Мы зачастую не замечаем и не ценим те ресурсы, которые в нас есть. Мой почерк начал формироваться в тот момент, когда я поняла, в чем моя сила и что важно и ценно в музыке именно для меня. Я перестала думать о том, что могло бы понравиться другим, создала альбом «Звездная пыль» и тут же нашла своих первых слушателей, количество которых быстро растет. Вот такой парадокс.
— Откуда у такой хрупкой девушки столько целеустремлённости и сил в преодолении сложного пути к творческому успеху? Чем пришлось пожертвовать?
— Я уже давно убедилась, что «хрупкая девушка» — это не что иное, как иллюзорный внешний образ. Он обманчив. В каждой девушке, пусть даже с виду и хрупкой, заложена огромная внутренняя сила. Я за всю свою жизнь не встретила ни одной слабой женщины. Порой девушки притворяются хрупкими, чтобы подыграть кому-то, а есть люди, которых убедили в том, что они хрупкие, и они, к сожалению, в это поверили. Но это скорее исключение. Женщины вообще — очень сильный народ. И моя сила во мне оттуда же, откуда и во всех остальных девушках мира, так уж, видимо, распорядилась природа. А по поводу творческих жертв мой ответ очень простой. В жизни нас часто ставят перед мнимым выбором: «Семья или карьера, учеба или карьера, свобода или контракт». Интересно то, что можно отказаться выбирать и идти тем путем, на котором не будет жертв, ведь эта дорога будет гармонична для вас. Ваш личный путь будет базироваться на личных ценностях и приоритетах, а не на навязанных идеях. Звучит, на первый взгляд, очень идеализированно. Но я также считаю, что можно добиваться поставленных целей без жертв. С трудностями и препятствиями, но без жизненных потерь. А жертва, в свою очередь, это уже та цена, которая для вас слишком тяжела и непосильна. Так и зачем тогда соглашаться на это…
— В начале творческого пути ты записывала песни на английском. Почему произошёл переход на русский язык?
— Раньше я создавала песни на английском, потому что этот язык сам по себе очень музыкальный, и за ним можно было спрятаться. Мне не нравилось, как я пишу на русском. Со временем после долгих и регулярных попыток создать более-менее достойный текст, я сформировала навык написания на русском, и очень рада этому. Потому что, являясь носителем, я могу выразить на нем куда больший спектр смысловых полутонов, чем могла сделать это на другом языке. Я продолжаю создавать тексты и песни на английском, только уже для других, не себе.
— Мария, есть в твоей музыке частичка Сибири? А может, в твоих песнях есть некие отсылки на события, которые происходили когда-то на родине?
— Чем дольше я живу в Москве, тем больше встречаю людей из разных частей России, и тем яснее для меня становятся различия между всеми нами. Например, я заметила, что сибиряки очень сплоченные. Земляки всегда рады друг другу и помогут, даже если между ними есть профессиональная конкуренция. Люди из Сибири реже демонстрируют свои переживания, не открываются другим, не любят «распускать сопли», а также не терпят слабохарактерности в других. Они умеют работать и трудиться. Не пахать бесцельно и кичиться тем, как они все силы гробят на труд, а именно работать на результат и расти. Вот такой у меня субъективный вывод получился о сибирских ребятах и девчатах в столице. Когда я жила в Железногорске, Красноярске, я принимала все вышеперечисленное как должное, но как только столкнулась с особенностями и отличиями людей из других регионов, поняла, насколько для меня важно мое так называемое сибирское ядро. Я создала только одну песню, которая напрямую отсылает к Сибири, она называется «Голоса», и выйдет в 2025 году. В песне «Домой» один из смысловых слоев — это образ моего дома в Железногорске. Думаю, в будущем появится больше работ с отсылками к родным краям, по крайней мере в новом черновом материале уже можно проследить некоторые тенденции.
— Мария, что тебя вдохновляет и побуждает к творчеству?
— Вдохновение — это инструмент, который можно и нужно подчинить себе. Если человек интересуется не только тем, что происходит у него в жизни, и воспринимает творчество не как «личный дневник», куда он выплескивает свои мысли, то вдохновения ему будет не занимать. Я собираю эмоции для творчества, читая разного рода книги: это могут быть как серьёзные произведения, так и совершенно наивное и неказистое литературное творчество. Также я люблю выдумывать истории в своей голове, когда слушаю музыку, да и просто творчество других артистов способно дать мне впечатления, необходимые для того, чтобы появилось вдохновение. А вообще, подпитка творческими эмоциями лучше всего приходит во время работы. Вдохновение почти неизбежно рождается в процессе воплощения замысла.
— Альбом «Звездная пыль» был тепло встречен слушателями и музыкальными критиками по всей стране. Ты ожидала этот успех?
— Я не ожидала вообще ничего от альбома «Звёздная пыль». Мне просто важно было его создать. Когда я стала замечать внимание слушателей и редакций в сторону альбома, я подумала, что это просто везение и случайность, и сейчас все закончится. Если честно, я до сих пор иногда не верю, что все больше людей слушают мои песни. Но я так это ценю, и это не передать словами! Каждый раз, когда я получаю сообщения от слушателей, что какая-то из моих песен помогла им пережить трудный период, что альбом «Звёздная пыль» стал их собеседником в моменты уединения и раздумий, я не могу описать того, что испытываю. Ведь это я тот человек, который нуждается в музыке любимых артистов. Это я обращаюсь к «Сироткину», Константину Никольскому, Aurora, Eivor, Billie Eilish, LP, когда мне нужна помощь. А теперь кто-то обращается ко мне? Невероятно! Пока это не укладывается у меня в голове.
— Мария, расскажи о создании песни «Эти цветы никогда не умрут» с коллективом «Сироткин».
— Группа «Сироткин» для меня очень важна. Их песни сопровождали и поддерживали в самый «андеграундный» и неказистый период моей жизни. И когда я увидела, что проект «VK Музыка Трамплин» запускает прием заявок на совместную песню с коллективом, то была очень счастлива. Такую возможность упускать было нельзя. Наша совместная работа проходила очень спокойно, слаженно и довольно стремительно. Не было ощущения, что я какой-то «ноунэйм», записываю фит со звездами. Мы работали как единый механизм. И за это спасибо ребятам и их команде в целом, потому что доброта, здоровая скромность, уважительное отношение к соавтору, организованность, искренняя увлеченность процессом — это сила и признак настоящего профессионализма. Я принесла ребятам на выбор три черновика. Показала первый, затем второй, а до третьего даже дело не дошло, потому что было сразу принято единогласное решение делать второй. Я думаю, что если бы не совместная работа с коллективом «Сироткин», то эта песня могла бы вообще не увидеть свет и остаться черновиком. А получилось так, что она просто «ждала» своего часа, когда найдется идеальный соавтор. Похоже, никто другой и не мог им стать!
— Мария, интересуешься красноярской музыкой?
— Мне трудно сказать, что я интересуюсь музыкой красноярской, московской, британской или ещё какой бы то ни было. Нарочно я никогда не ищу, что послушать и поэтому даже самые громкие премьеры часто попадают в поле моего зрения лишь спустя пару лет после выхода. Точно могу отметить очень ярких представительниц поп-сегмента из Красноярска — сестер Мантулиных. Прекрасный пример целеустремленности и трудолюбия. Наблюдаю за их развитием в Москве где-то пару лет, слушаю их песни время от времени с удовольствием. Если говорить о легендах, то люблю и уважаю Дмитрия Хворостовского, его невероятно глубокий голос невозможно забыть, услышав лишь один раз. Так как я преподаю вокал, то вынуждена постоянно повышать свою квалификацию в этом деле. Сейчас я прохожу трехлетнее обучение у Грега Энрикеса. Он работал с маэстро Сэтом Риггсом, Селин Дион, Бритни Спирс, Кортни Лав, а также со многими другими известными артистами. Имя Дмитрия Хворостовского звучит из уст Грега на наших уроках в качестве примера артиста с вокальной техникой высочайшего уровня.
— Какой совет можешь дать красноярским и сибирским музыкальным коллективам?
— Я не люблю давать советы и не люблю, когда их дают мне. Поэтому я просто хочу пожелать красноярским, да и вообще всем сибирским музыкантам ресурсов как моральных, так и материальных, ведь путь независимого артиста — это всегда непрекращающееся вложение средств и большие траты на развитие своего проекта. И еще я хочу оставить напоминание: «Только вы знаете, какую музыку действительно нужно создавать. Никто, кроме вас самих, не знает, что правильно. У каждого из нас свой собственный путь!»