В Красноярск, который Вардан Маркос считает второй родиной, скрипач-виртуоз прилетел всего на один день. Это был небольшой перерыв в гастрольном туре. Заслуженный артист России, несмотря на задержанный авиакомпанией багаж, пребывал в великолепном настроении и, можно сказать, приехал в редакцию Gornovosti налегке. Он не только рассказал о своём творческом становлении и любви к Красноярску нашему музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину, но и после интервью дал небольшой импровизированный концерт для сотрудников издания.
— Вардан, как вы стали скрипачом? Многие музыканты сетуют на исчезнувшее детство. Какое у вас было чувство, когда вас друзья звали поиграть в футбол?
— Родился я в небольшом городе Мартуни в Армении. Музыка сопровождала меня с самого детства, так как она там звучала на различных праздниках и свадьбах. В шесть лет родители отвели меня в музыкальную школу на отделение скрипки. Не могу сказать, как многие музыканты о том, что у меня отсутствовало детство. Мне хватало времени в футбол с друзьями поиграть, но не бросая занятия музыкой. Они также ходили со мной в музыкальную школу, но со временем всё чаще играли в футбол. К сожалению, знаменитыми футболистами они не стали.
— Кто из ваших учителей оказал на вас наибольшее влияние?
— В нашей музыкальной школе появилась красивая девушка – учительница скрипки. Мальчики ходили на занятия, чтобы полюбоваться её очарованием. Конечно, дело было не только в красоте этого учителя. Мы все были влюблены в неё, а потом уже в скрипку. Она великолепно преподавала и всегда была обходительной с нами. Затем учительница уехала из нашего города, но любовь к скрипке была привита, и это чувство уже находилось в глубине моего сердца. Педагог в музыкальном училище также очень повлиял на моё становление. Он заставлял заниматься по 8-10 часов в день. Это было порой изнуряющим испытанием, но через несколько лет был виден прогресс. В консерватории профессор добавил в моё мастерство эмоциональную атмосферу, которую обязаны создать музыканты вокруг себя.
— Является скрипка самым сложным в освоении инструментом?
— Это действительно так. Во-первых, у музыканта должен быть абсолютный слух. Во-вторых, нужно уметь правильно держать инструмент и задействовать нужные мышцы, чтобы освободить пальцы. Здесь очень много профессиональных нюансов, которые зрителю и слушателю неочевидны. Это достигается на репетициях. Все эти факторы добавляют правильное звучание и ощущение лёгкости! Чтобы освоить инструмент, я учился двадцать лет.
— Отношения с инструментом для музыканта всегда особая тема. Скрипка для вас — это друг, соратник, партнер?
— Это любовь! Скрипка – целый мир, в котором я живу!
— Как происходит процесс выбора скрипки у музыканта?
— Когда я играл в музыкальной школе и училище, то совершенно не задумывался о таких вещах. Для меня подбирали скрипку мои педагоги. По окончании консерватории я стал чувствовать более тонко инструмент. Я понимал, например, что этой скрипки мне уже не хватает для раскрытия творческих задумок. Я иду к разным мастерам и выбираю себе инструмент. Хочется, чтобы новая скрипка раскрывала моё творчество ещё ярче – звук был более объёмным и возникало ощущение полёта. Таким образом, я поменял четыре инструмента. Этот вопрос в самую десятку, так как сейчас я подхожу к моменту, когда чувствую, что надо поменять мою нынешнюю скрипку. С этим инструментом я достиг определённого потолка. Интуитивно я вижу, что при помощи скрипки я могу передать слушателям ещё больше чувств и эмоций.
— С чего начался ваш творческий путь в Красноярске?
— С театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Я приехал в Красноярск по приглашению главного дирижера Анатолия Чепурнова. Играл весь репертуар, увидел все спектакли и балеты. Можно сказать, что я пропитался театральной атмосферой и понял, что надо в своей жизни что-то менять. Стал делать аранжировки классики в современной обработке. На тот момент для многих это было странным шагом, так как «классический кроссовер» был в диковинку. Я сделал ставку на это и не прогадал!
— Вы решили соединить классическую музыку с электронной. С чего началась эта идея?
— Однажды я выступал на городском празднике. И по плану мероприятия была развлекательная викторина, я играл композиции известных классиков, а зрители должны были по маленькому кусочку отгадать автора. Играю «24-й каприс» Паганини – никто не знает. Многотысячная аудитория – и ни одного правильного ответа. Исполняю «Турецкий марш» Моцарта – снова тишина. «40-я симфония» Моцарта – полное молчание. Я немного отчаялся и заиграл мелодию из детской программы «Спокойной ночи, малыши». Десятилетний ребёнок её угадал и получил приз телевизор. Именно после этого события я пришёл к осознанию, что нужно популяризовать классику через современные обработки. Сделать скрипку более доступной к пониманию.
— Как вы думаете, существует грань между классической и популярной музыкой?
— Классическая музыка — это основа. Если её знать, то для музыканта нет никаких преград. Классика является таблицей умножения для любого музыканта. Я люблю её аранжировать, но нравится играть и современную музыку, которая может тронуть душу слушателя.
— Сложно не отметить вашу харизму на сцене и этот синтез со зрителями. В чем заключается ваш секрет?
— Секрета никакого нет. Я в творческом плане полностью отдаюсь зрителю. Только в этом случае происходит взаимный энергетический обмен. Слушатели ценят искренность и самоотдачу! Я пытаюсь донести до своей аудитории самые искренние чувства!
— В чем заключается ваше творческое кредо?
— Моим творческим кредо является чувственность. Это заключается в душевной передаче эмоций через музыку и любви к своему зрителю. Публика – это самое ценное, что есть у каждого музыканта!
— С каким чувством вы приезжаете в Красноярск. Сибирь стала для вас второй родиной?
— Несомненно, так как Красноярск стал некой точкой отчета в профессиональном плане. Я многим обязан этому городу и людям, которых я здесь встретил. Красноярск — самый любимый город в России! Я уехал отсюда двадцать лет назад, но часто приезжаю с концертами. Отчетливо вижу, что город преображается и становится краше! Здесь много моих знакомых и друзей, с которыми я обожаю проводить время. Я здесь душевно отдыхаю! Отмечу, что все новые программы я обязательно первоначально презентую в Красноярске! Хочется сказать искреннее спасибо всем, кто оказал мне помощь на старте карьеры много лет назад. Особенно поддержал меня журналист Геннадий Каледа, он стал моим верным соратником и другом.
— Есть у вас любимые места в Красноярске, в которые вам приятно вернуться?
— Жизнь в городе кипит! В Красноярске замечательные театры, и город в культурном плане развивается семимильными шагами! Конечно, это огромная заслуга министра культуры Красноярского края Аркадия Зинова и руководителя главного управления культуры Красноярска Любови Сахаровой. Я искренне потрясен этой творческой активностью, так как двадцать лет назад, когда я здесь жил, такого не было.
— Расскажите о своих впечатлениях от тура.
— Концертный путь начал с Алтая, Дальнего Востока и проехал со своей программой по Красноярскому краю. Тур прошёл интересно и эмоционально. Очень понравился концерт в Слюдянке на берегу Байкала. Я там был впервые. Замечательно прошло выступление во Владивостоке. Для меня это Сочи в миниатюре. Невероятно теплая и любящая публика в городах Красноярского края!
— Какую программу представили в этом туре?
— Она состоит из моих лучших композиций. Сейчас у меня есть три готовые программы: «Парад страстей», «Время триумфа» и «Шелковый путь». В «Параде страстей» звучат музыкальные шедевры, которые давно стали классическими хитами: Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен. Эта программа получила широкий отклик у слушателей, зрителей, снискала множество наград, в том числе от Союза театральных деятелей России «За творческий поиск и инициативу». В программе «Время триумфа» собрана классическая музыка, а в «Шелковом пути» концептуально отражён путь по странам путешественника Марко Поло.
— Какой совет можете дать молодым скрипачам, которые только начинают свой творческий путь?
— Самое главное – репетировать! Достигайте совершенства и не останавливайтесь на достигнутом!