Депутат Госдумы от Красноярского края Наталья Каптелинина побывала в Красноярске во время октябрьской региональной недели. Она сконцентрировалась на теме доступности городской среды для маломобильных горожан. Gornovosti пообщались с Натальей Олеговной и узнали, как прошла рабочая неделя, спросили, на сколько Красноярск сегодня удобен для людей с особенными потребностями и как обстоит ситуация в этом вопросе в других городах.
— Наталья Олеговна, что успели сделать за минувшую региональную неделю в Красноярске?
— Я много встречалась с представителями бизнеса, духовенства, городскими службами и ведомствами, пообщалась и с учащимися школ.
Например, совместно с социальной защитой и департаментом городского хозяйства и транспорта решали проблему с организацией перевозок на социальном такси. Недавно контракт выиграл частный подрядчик. От жителей посыпался шквал жалоб, люди сообщали, что перевозчик не работает должным образом, а машины неудобны. В итоге удалось вновь передать эту услугу муниципальному перевозчику «Гортранс». Предприятие будет заниматься социальным такси до конца этого года. Маломобильные горожане счастливы, что вопрос удалось решить и они вновь смогут пользоваться социальным такси, как и раньше.
С представителями краевой филармонии обсудили создание более доступных условий для маломобильных посетителей. Надеюсь, мы пришли к понимаю, что нужно менять. Был также разговор с представителями епархии, встречалась со священником. Зачастую даже в новых церквях нет пандусов для маломобильных посетителей, хотя именно туда за помощью и духовной поддержкой идут люди на инвалидных колясках, бабушки с тростями. Священник в разговоре отметил, что даже не задумывался, что ступеньки могут мешать кому-то, кто идет в храм. Сейчас предстоит строительство церкви на Стрелке, возникает вопрос: а будет ли там пандус?
В эту неделю я также встретилась с предпринимателями из «Первого делового клуба». В него входят крупные компании с выручкой от 50 млн до 100 млрд рублей. До них я тоже доносила важность доступной среды, развития инклюзивного туризма. Ведь предприниматели, открывая гостиницы, магазины и рестораны, удобные для маломобильных посетителей, показывают свое радушие и профессионализм.
Об этом же говорили с Алексеем Горенским, директором Института гастрономии СФУ. В образовательном учреждении я побывала впервые. Там готовят профессионалов, которые востребованы и за пределами края. Затронули вопросы инклюзии, в частности, меня интересовало, доносят ли до студентов, завтрашних официантов, поваров и хостесов, что их будущие клиенты могут быть с разными особенностями. Готовы ли они подавать не чайную пару, а, например, высокий стакан с трубочкой, если у человека не работают руки? Будут в заведениях, где они предстоит трудиться, пандусы? Мы должны обязательно говорить об этом всем. Особенно сейчас, когда идет СВО. К сожалению, в наш город уже возвращаются и будут возвращаться травмированные люди. Вся сфера услуг и город в целом должны быть готовы к этому.
Также я побывала в школе № 24, где провела урок «Разговоры о важном». Я называю их уроками доброты, где рассказываю ребятам истории из жизни маломобильных людей, в том числе и свою личную, подчеркиваю, как много могут люди с инвалидностью, они служат примером жизнестойкости. Отмечаю, что детей с инвалидностью нужно принимать в свою компанию, общаться и дружить с ними.
Вся региональная неделя была направлена на продолжение развития доступной среды для маломобильных жителей. Такой пусть и небольшой вклад в то, чтобы менялось сознание общества в этом направлении, а с ним и вся инфраструктура.
— На ваш взгляд, в последние годы общество стало лучше понимать, что город и все, что в нем есть, должно быть удобно и доступно всем без исключения?
— Моей травме уже 17 лет. И за этот период я замечаю кардинальные изменения. Если раньше, когда я выезжала на улицу, то практически везде встречала барьеры в виде бордюров. То сейчас, в том числе благодаря усилиям администрации города и общественников, мы можем безбарьерно проезжать по многим улицам Красноярска и заезжать в большинство заведений. Радует, что бизнес стал открывать доступные заведения. При ремонте дорог во всех районах стали учитывать потребности маломобильного населения. Да и в целом восприятие общества изменилось. Раньше прохожие могли оборачиваться, смотреть с каким-то недоверием, то сейчас мы приходим к тому, что человек на коляске или слабовидящий совершенно обычен, он может спокойно гулять по городу, посещать необходимые магазины и заведения. Классно, что нас перестали особо выделять. У вас очки, чтобы лучше видеть, а у нас коляска, чтобы комфортно передвигаться.
Когда я проезжаю по городу, смотрю по сторонам и вижу ребят с инвалидностью, которые без проблем передвигаются, то это вызывает радость за то, что мы смогли организовать для них удобное безбарьерное пространство. Да, многое ещё предстоит сделать, много недоступной среды устранить, но уже сейчас город в разы доступнее для маломобильных горожан.
— Если сравнивать наш город с другими, в том числе с Москвой, мы отстаем по развитию доступной среды для инвалидов и мам с колясками?
— Конечно, работая в Москве, я внимательно присматриваюсь к особенностям доступной среды там. Замечаю, что безбарьерные тротуары есть, но тактильных плиток и других указательных элементов практически нет. Далеко не во все заведения столицы я могу заехать. Даже в современных точках, например, фудмолле «Депо», где сосредоточены модные ресторанчики, найти доступное для инвалида кафе – большая проблема. Люди делают красивые террасы, но забывают сделать для них пандус. Это парадокс.
Этим летом побывала в Санкт-Петербурге, не посещала его лето 15 точно. Прошла по центру города, по Невскому проспекту, где вроде бы и предусмотрена безбарьерная среда, но со временем плитка поднялась, торчит острыми кусками кверху. Пытаешься объехать такие участки и каждый раз переживаешь, что останешься без колеса. Это опасно и для слабовидящих, которые могут просто споткнуться. Поэтому везде есть нюансы. Красноярск заметно выделяется среди городов по доступности для инвалидов. Это отмечали и участники инклюзивных туров из Калининграда, Луганска, Томска и других городов. Даже были такие семьи, которые говорили, что здесь так удобно и красиво, что есть мысль переехать в наш город.
Я очень надеюсь, что Красноярск в этом направлении не расслабится. Важно задать тренд на высокие требования и их удерживать.
— Поделитесь ближайшими планами?
— Я уже заполняю планы на будущую региональную неделю. Она состоится с 5 по 8 ноября. Планирую вновь прилететь в Красноярск, встретиться с представителями общественной организации «Деловая Россия». Я продолжу доносить бизнесу важность формирования инклюзивной среды. Возможно, сейчас не все понимают, но есть люди с инвалидностью, которые готовы путешествовать, покупать товары, пользоваться различными услугами, но не все предприниматели готовы встретить их. Далеко не все понимают, что в установку пандуса нужно вложиться разово, а затем люди будут этим пользоваться постоянно. Бизнесу выгодно сделать сервис доступным. Это я и пытаюсь доносить.
Также надеюсь, что состоится разговор с ректором СФУ Максимом Румянцевым. Хочу обсудить с ним, чтобы со студентами, которые будут заниматься развитием города в будущем, больше разговаривали об инклюзии.
Мы должны растить общество, готовое к особенным людям. Нужно не забывать, что сегодня человек активен, а завтра попал в аварию, неудачно покатался на лыжах, получил травму, стал инвалидом. Вчера был активным клиентом, тратил деньги, а сегодня на коляске, но при этом по-прежнему не растерял жизнелюбия и готов пользоваться разными услугами.
Ну и в конце концов, мы все рано или поздно состаримся, станем пенсионерами, к которым, я считаю, нужно особое, бережное отношение. Доступную среду мы создаем для каждой семьи, без преувеличения.
Фото предоставлено Натальей Каптелининой