Сейчас у нас в городе в районе Николаевки, на месте стоянок древнего (палеолитического, как говорят учёные) человека строят современные жилые микрорайоны. Чтобы не утратить ценные артефакты, здесь проводят спасательные археологические работы. «Городские новости» уже писали об этом проекте. Мы решили узнать, что там происходит в настоящее время, какие находки удалось обнаружить в течение лета и в чём уникальность этой площадки.
Большой коллектив
Афонтова гора — это группа из пяти стоянок позднего палеолита на левом берегу Енисея. Одна из них — в официальном списке пятая по счету — известна как представитель древнейших археологических памятников на территории Красноярска. Сейчас на этой площадке идут активные раскопки, трудится большой коллектив специалистов разного профиля, у каждого из которых свои обязанности. Например, геодезист Алексей Казанцев с помощью специального оборудования фиксирует точки, где ведутся земляные работы. Эти данные необходимы для точного позиционирования всех находок. Они заносятся в отчёт.
— При помощи так называемой тарелки (геодезическое оборудование со спутниковой навигацией. — Прим. автора) можно определить точные координаты, где идут раскопки, — уточнил Алексей. — Перед началом работ я «отбиваю» дневную поверхность, и только потом мы начинаем копать. На дисплее моей «тарелки» можно увидеть высоту данной точки над уровнем моря, её широту и долготу. Таким образом фиксируются разные этапы раскопок. За день приходится отбивать около двух тысяч точек.
Наука молодым
Самыми младшими участниками земляных работ, как это всегда и бывает в летний сезон, стали школьники. Подростки уже с юных лет проявляют серьёзный интерес к археологии и древним памятникам, стремятся внести свой вклад в общее дело. В этот раз ребятам доверили поиск артефактов, затерявшихся в грунте.
— Я тут с начала августа — одноклассник пригласил, — рассказал Владислав Кузовков, ученик девятого класса 13-й городской гимназии (находится под патронажем Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН. — Прим. автора). — Мы просеивали песок — искали там мелкие артефакты и складывали их в стакан. Это могли быть различные камешки, отщепы, которые не нашли во время работы совком, и они затерялись в грунте. Так как мы школьники, то работали по четыре часа.
— Мне здесь интересно, и это как минимум хорошо ради науки, — добавил Владислав. — У нас профильный класс с научным уклоном. В раскопках я принял участие впервые. Не ожидал, что нам так часто будут попадаться какие-либо находки. Мне казалось, что это большая редкость. Однако если правильно копать, то много чего можно найти. На днях нам даже удалось обнаружить три кости животных. Конечно, не целые, но довольно большие.
Древний очаг
Взрослые археологи рассказали нам, что минувшее лето стало поистине щедрым на находки.
— Одна из самых интересных — древний очаг, кострище, — сообщила Валентина Новосельцева, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. — Мы его обнаружили совсем недавно. Этому кострищу около 15 тысяч лет. В той части, где мы уже вскрыли культурный слой, обнаружена производственная площадка.
Там найдены инструменты для изготовления каменных орудий труда, нуклеусы и отщепы (отходы производства. — Прим. автора).
— Материала у нас действительно очень много, — добавила Валентина. — Мы уже в шутку делаем ставки между собой о количестве находок. Сейчас общее их количество приближается к 10 тысячам единиц. За одно только лето. Это очень много.
Помимо кострищ и костей древних животных, в летнем сезоне участникам раскопок удалось найти каменные орудия труда: ножи, скребки, скрёбла и резцы. Ещё среди находок были остроконечники (тип кинжала) — универсальное орудие, которое использовали для различных целей, и чёпперы — тяжёлые рубящие орудия, ими дробили кости. Также наши археологи обнаружили на этой площадке каменные молотки и пластины.
— У каждой стоянки древнего человека свои особенности, — заявила Елена Акимова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. — Бывает, мы раскапываем памятники по хозяйственному договору. Потому что надо. Часто они бледные, неинтересные. Здесь, на Афонтовой горе — 5, нам повезло. Нам достался участок, который жители Николаевки ещё не потревожили. Землю здесь не разрыли ни для строительства дорог, ни для обустройства подвалов. В итоге уцелел центр археологического памятника.
— Ещё одна особенность этой площадки, — продолжила Елена. — Очень часто, особенно в памятниках эпохи палеолита, вещи лежат не там, куда их положили. Проходят десятки тысяч лет. За это время были разные катаклизмы — земля трескалась от морозов, были наводнения. В итоге предметы перемещаются. Здесь же всё лежит так, как бросили, в первозданном виде. Есть минимальное смещение находок дождевыми водами. Благодаря этому мы можем точнее воссоздать прошлое, восстановить картину жизни древнего человека. В этом прелесть данного памятника.
Термин
Нуклеус — осколок камня, находящийся на какой-либо стадии первичного раскалывания. Как правило, относится к категории отходов производства каменных орудий.