О правосудии большинство наших граждан знают из телевизионных передач и фильмов. Там судья в мантии и с молоточком восседает на кафедре. Его задача — разобраться в том или ином преступлении, выслушать обвинителей, защитников, свидетелей и вынести справедливое решение. Так ли всё происходит в действительности? Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, Красноярский краевой суд организовал для городских журналистов пресс-тур. Его сотрудники провели журналистов по залам, где решаются судьбы наших граждан и ставится точка в уголовных, гражданских и административных делах, дали возможность поговорить с судьями.
И резонансные, и бытовые
Забегая вперёд, отметим, что мантии и правда есть — это специальная форма, утверждённая для всех судей страны, а вот молоточек давно не используется — он остался лишь символом правосудия.
Пресс-тур получился насыщенным. Вместить в одну публикацию всё, что удалось узнать за это время, невозможно, поэтому «Городские новости» решили сделать серию статей. В первом выпуске мы расскажем о работе районных судов. Всего их в нашем городе семь — с учётом административного разделения города. Журналисты побывали в трёх таких судах — Ленинском, Советском и Центральном. Оказалось, что у каждого из них своя специфика.
В Центральном суде регулярно проходят резонансные процессы, которые попадают во все СМИ, в Ленинском чаще разбирают бытовые преступления, в Советском много дел, связанных с распространением запрещённых веществ. В этом, пожалуй, главное отличие этих учреждений.
Естественно, есть в их работе и много общего. Во-первых, судебная система — это независимая ветвь власти, и руководствуется она только российскими законами. Никто не вправе влиять на нашу фемиду. Во-вторых, суды рассматривают самые разные дела — от жутких уголовных до любопытных гражданских. Ещё одна общая деталь — колоссальная нагрузка, которая приходится на судей: Каждый из них одновременно ведёт несколько сотен гражданских процессов и десятки уголовных. Многие из этих дел поистине ужасны.
Например, сейчас Ленинский суд получил на рассмотрение громкое дело о жестоком убийстве целой семьи, которое произошло в 1998 году, но раскрыть преступление удалось только недавно. В 1990-х подобных преступлений, к сожалению, было много, и их отголоски звучат в Красноярске по сей день. В преступлении подозревается коммерсант из того далёкого неспокойного десятилетия. Как считают следователи, чтобы не отдавать долг, он убил своего кредитора, а заодно расправился с его супругой и маленьким ребёнком — избавился от свидетелей. Тела спрятал на даче собственного тестя и этим участком затем пользовался ещё примерно 20 лет.
Решение без давления
В Центральном суде, по статистике, чаще всего проводят процессы над гражданами, которые совершили должностные или экономические преступления. Может быть, они и не шокируют ужасающими подробностями, как уголовные, но от этого проще не становятся. В таких делах могут быть сотни томов и десятки пострадавших. Всех нужно пригласить на заседания и выслушать. Затем вызвать в зал свидетелей, которых может быть ещё больше, чем пострадавших.
Ещё одна деталь. Фамилии известных красноярцев, которые привлекались к суду в Центральном районе, можно перечислять бесконечно. При этом в учреждении с гордостью говорят, что даже в самых резонансных делах и государство, и гражданское общество полностью доверяют суду в принятии решений.
— Никогда никакого давления на нас со стороны государственных органов, каких бы то ни было других структур не было, — утверждает председатель суда Альфред Заббаров.
Другая обширная категория дел, которые рассматривает Центральный суд, касается административных правонарушений. В районе располагается бОльшая часть государственных органов, которые привлекают граждан и организации к административной ответственности. Поэтому количество подобных дел в Центральном районе такое же, как у всех судов города вместе взятых.Пусть пропорционально уголовных дел в Центральном районе меньше, чем всех остальных, но среди них есть такие, от которых мороз идёт по коже.
— В прошлом году я рассматривал дело о причинении смерти по неосторожности, — рассказал Альфред Исмагилович. — Под суд попал житель частного сектора в Покровке. Мужчина не уследил за своим пятилетним сыном. Отец отвлёкся, а ребёнок вышел во двор, где на него напала собака. Травмы, которые пёс нанёс мальчику, оказались несовместимыми с жизнью. Это был долгожданный и единственный ребёнок в семье. Перед судом предстал убитый горем отец, его страдания были очевидны, и умысла оставить ребёнка в опасности у него не было. Поэтому при вынесении приговора мы решили максимально смягчить для него наказание — он и так сам себя наказал на всю жизнь. Мужчине назначили два года исправительных работ.
Спор о яйцеклетках
Морально тяжёлыми для судей бывают не только уголовные, но и гражданские дела. Ведь часто люди прибегают к правосудию, чтобы разрешить серьёзные семейные проблемы. Делят имущество, детей, квартиры… и даже могилы. Всего один из примеров таких споров в Центральном районном суде. Женщина похоронила свою свекровь и через какое-то время обнаружила, что в той же могиле появилось ещё одно погребение. Оказалось, что участком на кладбище решил воспользоваться сын покойной свекрови и положил рядом с останками матери свою тёщу. Суд постановил эксгумировать прах тёщи, перезахоронить его и восстановить первоначальный вид могилы.
Ещё одно уникальное семейное дело, которое оказалось на рассмотрении Центрального суда, — об использовании яйцеклеток. Муж и жена решили прибегнуть к процедуре ЭКО, медики взяли у них нужный для продолжения рода материал, оплодотворили яйцеклетки и поместили их временно в креохранилище. Затем в супружеской жизни произошёл разлад, семья распалась, но женщина не оставила надежды выносить и родить запланированных детей. Экс-супруга через суд попросила бывшего мужа отказаться от отцовства и разрешить ей воспользоваться яйцеклетками. Однако мужчина оказался против, и суд принял его сторону, потому что для рождения детей необходимо обоюдное согласие родителей.
Судьба человека
Чтобы разобраться в каждом запутанном деле, судье нужно исследовать целые тома разнообразных материалов, проделать колоссальную интеллектуальную работу. При этом оставаться честным перед собой и законом. Неудивительно, что при довольно высоком уровне оплаты судейского труда и наличии таких привилегий, как компенсация санаторно-курортного лечения и дороги к месту отдыха, очереди на должности судей нет. По словам Андрея Сидоренко, председателя Советского районного суда, люди сейчас очень активны в защите своих прав. Да и некоторые органы власти отказываются исполнять свои полномочия без решения суда, что также прибавляет фемиде работы. Количество дел растёт, а число судей остаётся примерно тем же, что было 20–30 лет назад.
— Нагрузка у судей колоссальная, — объясняет Андрей Викторович. — Часто они работают с семи утра и до позднего вечера. Даже отпуска проводят в суде. В день у судьи от 10 до 20 процессов. За каждым делом — судьба человека. У нас трудятся ответственные люди, они понимают, что должны выдать решение и восстановить права тех, кто к ним обращается. Но порой даже двенадцатичасовой рабочий день без выходных и праздников не помогает выполнить всё в срок.Не все судьи выдерживают такую нагрузку и уходят в отставку. Зато те, которые остаются, стараются хранить верность долгу перед законом и с честью носить свою мантию.
Акцент
Красноярский краевой суд в 2025 году отметит свой юбилей. В январе этой организации исполнится 90 лет. Пресс-тур для журналистов организовали в преддверии праздничной даты.