Корректировку важного для Красноярска документа рассматривала накануне депутатская комиссия по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре. Как пояснила на встрече руководитель управления архитектуры Юлия Соловарова, изменения касаются расширения городских площадей, где может реализовываться механизм комплексного развития территории (КРТ). По инициативе правообладателей земельных участков инвесторы смогут осваивать площадки, но при этом не только будут строить жильё, но ещё будут обязаны взять на себя социальную нагрузку.
Таким образом, рассматриваемый в городском Совете проект вместе с возможностями предполагает и серьезное ограничение прав застройщиков при возведении жилых домов. В этом уверен вице-спикер Заксобрания края Алексей Кулеш. Его мнение разделяют и городские депутаты.
— Цель КРТ — повысить качество среды, улучшить внешний облик города, развивать транспортную и социальную инфраструктуру, — пояснил журналистам депутат Красноярского городского Совета Борис Растоскуев. — Социальную и инженерную нагрузку инвестор берёт на себя. Речь может идти о безвозмездной передаче городу земли под соцобъекты или уже готовых детсадов, школ, обустроенных парков и скверов, дорог, парковок, сетей и иных объектов.
По данным управления архитектуры, реальная площадь участков, которые дополнительно будут вовлечены в КРТ, составит около 2,2 тысячи гектаров — это примерно шесть процентов от всей территории города. На сегодня муниципальные власти подготовили карту, на которой отмечены территории возможного КРТ в городе.
— Большинством голосов профильная комиссия горсовета поддержала изменения правил землепользования, — отметил и.о. главы города — руководителя департамента градостроительства Сергей Шикунов. — Депутаты понимают важность согласования этих юридических вопросов. Была на заседании и дискуссия, но она касалась лишь реализации конкретных проектов.
На комиссии депутатов волновало, как будет оцениваться объём социальных инвестиций каждого из застройщиков. По словам Сергея Шикунова, в городе уже есть соответствующие регламенты, методика, которую разработало региональное министерство строительства и ЖКХ, чтобы определять социальный вклад строительных компаний.
Красноярские депутаты намерены пристально следить за тем, как будет осуществляться развитие территорий по инициативе их правообладателей.
— Я не только в горсовете погружён в тему КРТ, но и участвую в рабочей группе по Николаевке, — сообщил депутат Максим Сиротинин. — И понимаю, что мы должны учесть все аспекты, которые затрагивают интересы собственников жилых помещений, попадающих в зону КРТ, в том числе с точки зрения социально значимых для города социальных объектов.
По мнению директора АНО «Институт развития ЖКХ» Романа Казакова, привлечение частных инвестиций в развитие территорий нужно ещё и для того, чтобы не затягивать процесс переселения людей из ветхого и аварийного жилья.
— Заканчивается программа расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 2017 года, — отмечает Роман Казаков. — Однако тысячи семей, чьи дома были признаны аварийными после 2017 года, всё ещё находятся в ожидании. Очередь, по предварительным оценкам, уже сейчас растягивается вплоть до 2035 года. Конечно, в этой непростой ситуации нужно искать дополнительные механизмы для решения вопроса максимально быстро и с минимальными издержками для всех горожан, в том числе за счёт частных инвесторов. При этом у застройщика должно быть четкое понимание, что расселение аварийного фонда — это не только снос здания и возможность получить хороший доход, но и обязательство по развитию территории, обеспечению её инфраструктурой.
Почетный архитектор России Борис Шаталов полагает, что КРТ как метод освоения территорий в городах на сегодняшний день практически не имеет альтернативы. При этом он отметил, что практику КРТ нужно совершенствовать.
— Строить в соответствии со спросом необходимо много, но пустые территории такого масштаба в городах уже все закончились, — говорит Борис Шаталов. — Есть вариант «расползаться» в степи, тайгу, но это ущербная практика развития. Городам приходится растягивать инженерную инфраструктуру: дороги, сети, возводить дополнительные социальные объекты. Наиболее передовая практика — это заниматься внутри городов теми территориями, которые используются неэффективно. Например, брошенные заводские площадки, участки с аварийным жильём и прочие неудобицы. На развитие таких территорий направлен закон о КРТ. Ведь гораздо комфортнее жить там, где есть качественное социальное обслуживание, парковки, благоустройство, спортивные сооружения, школы, детсад, поликлиника, а также должный уровень дизайна территории и архитектуры.
Важно, что проект Правил землепользования и застройки был согласован и доработан совместно с надзорными органами. Заместитель прокурора города Владислав Семенов на комиссии сообщил, что у ведомства отсутствуют замечания по представленному проекту.
Отметим, что изменения Правил землепользования и застройки должны пройти ещё обсуждение на сессии городского Совета, которая запланирована на сентябрь.
Добавим, на сегодня в Красноярске заключено восемь договоров о комплексном развитии территорий. В соответствии с ними для красноярцев будут созданы две школы на 1280 мест каждая (в Николаевке и на улице Шахтеров), девять детских садов (пять отдельно стоящих и четыре во встроенно-пристроенных помещениях), два спортобъекта, сквер, два культурно-досуговых центра во встроенном помещении. Также городу будут переданы 20 квартир для детей-сирот, благоустроенные территории, новые инженерные сети, проезды и дороги. По одному из договоров — на улицах Семафорной и Вавилова — инвестор расселит и снесет девять аварийных двухэтажных домов.