У каждого человека есть свой центр притяжения. Или, другими словами, почти культовое место, обладающее особой энергетикой. Выставка под названием «Геометки» объединила красноярских художников, которые рассказали о своих личных местах силы.
Для этих авторов территорией притяжения на время стала галерея сибирского искусства «В центре мира». Идея экспозиции «Геометки» (6+) в том, что любой художник может рассказать о заветной точке на карте, своём месте силы, которое заряжает его светлой энергией, напитывает и потом помогает создавать интересные творческие работы.
«Местом силы» может быть регион, где родился человек. Или город, где он вырос и обрёл близких по духу и мировосприятию людей. Или территория, которая ассоциируется с добрыми воспоминаниями. А у кого-то это страна мечты, пришедшая во сне. Каждый выбирает по себе. Горный Алтай, плато Путорана, Столбы, просто крохотная деревушка где-то на Бирюсе... Но есть в Сибири место, которое точно никого не оставляет равнодушным и снова и снова зовёт к себе. Это Байкал. Он и стал главным героем фотопроекта Эн+ «Далай/Море».
Интересно, что слово «далай» переводится с бурятского языка как «море», «океан», а с тибетского языка — «верховный», «великий». Оба значения прекрасно подходят Байкалу.
Авторы снимков — талантливые бурятские фотографы. В начале этого года в Улан-Удэ прошёл конкурс «Далай/Море», на него было прислано 300 работ, из которых профессиональное жюри выбрало 50 самых лучших. С частью снимков сегодня могут познакомиться и красноярцы.
Замечательные авторы из Бурятии — Елена Вторушина, Роман Кошелев, Денис Лубсанов, Никита Буланов и Бато Будаев — снимали озеро-море в разное время года. Особенно впечатляет зимний Байкал. Фотографы запечатлели потрясающе красивую шугу («На грани сезона», «Пробуждение»), снежно-ледяное безбрежное пространство («Пушистые торосы», «Хрустальные перья»). А один из снимков поражает не только изображением, но и точным названием — «Безе Байкала». Это стоит увидеть: белые круглые шапки на прибрежных валунах и впрямь очень напоминают французское пирожное из взбитых белков и сахара. У каждого, повторимся, своя заветная точка на карте. Для Николая Врясова, например, особым притяжением обладает наша великая река, это видно по его работе «Над Енисеем». Крутой высокий берег, сосны где-то внизу и густой-густой туман.
Светлана Фанталкина очень любит турецкую Каппадокию с её подземными городами и пещерными монастырями, но при этом не мыслит себя без родных мест — это видно по произведениям «Розовые горы», «Сувенирная лавка». Дарью Бердник всё время тянет в Санкт-Петербург. В экспозиции представлены три её работы — цианотипии на керамике, посвящённые городу на Неве.Евгения Аблязова — плоть от плоти сибирячка. Она предложила на выставку серию работ «Сибирское солнце». В Масленицу оно висит над землёй в виде блина, в июле — как домотканый коврик, а в октябре — как 10-копеечная монета. Оно и понятно: октябрь — десятый по счёту месяц.
Сергей Форостовский из любой поездки привозит сюжеты для будущих картин. И, похоже, в каждом месте, где побывал, оставляет частичку себя, получая взамен впечатления, нужные для работы. На этот раз он искренне восхищается Майоркой, розовыми лодками Балаклавы, хорватским Дубровником, генуэзской крепостью на вершине горы. Одно слово — человек мира. Ирина Верпета подпитывается от скромных домиков, когда бродит среди них по опавшей листве или смотрит из окна на зимний двор. А для Константина Куклева местом силы стала загадочная сибирская земля Тофалария. Причём он пишет не только природу, для него чрезвычайно притягательны люди. В галерее «В центре Мира» он представил работы, где изобразил дорогих ему коллег по цеху: «Портрет художника Димы Вовикова с кошкой в Тофаларии», «Портрет художницы Ксении Мартыновой в национальном тофаларском костюме».
Анонс
Экспозицию «Геометки» можно посетить до 18 августа. А галерея «В центре Мира» (проспект Мира, 96) готовится к следующей выставке — «Диалоги с Поздеевым». Тема работ — «Почему художники отходят от реализма». Экспозиция станет необычной визуализацией окружающего мира и как бы продолжением диалога художников-современников с мастером Андреем Поздеевым. Его живые работы, насыщенные яркими красками, символами и смыслами, для многих до сих пор являются феноменом и примером в творчестве вне времени и вне пространства.
Открытие выставки запланировано на 21 августа.
Нюанс
Цианотипия — способ монохромной фотопечати середины XIX века. Отпечатки, выполненные в этой технике, имеют характерный насыщенный синий цвет, известный как «берлинская лазурь». В последние годы цианотипия набирает популярность среди художников и дизайнеров. При помощи этой техники изображение можно нанести практически на любую неметаллическую поверхность — бумагу, ткань, дерево или керамику.
Автор: Ольга Светлова