«Нам прививали вкус к фильмам, спектаклям, литературе и к жизни». Актёр Олег Каменщиков о «Бедном олигархе», первых шагах в карьере и любви к киноискусству

2024-08-08 16:31:37

На этой неделе выйдет третий сезон сериала «Бедный олигарх» (18+) на ТНТ. Местом действия станет российская глубинка, в которой окажутся Виктор Гнида и Адам после побега из английской тюрьмы. Однако встречать с распростёртыми объятиями опального бизнесмена на родине никто спешить не будет. Здесь Гниду воспринимают скорее как предателя-эмигранта, с которым никто не хочет иметь дел. Главный герой останется без поддержки и средств к существованию, однако воспримет эти обстоятельства как новый вызов и начнёт борьбу за влияние в деревне Нижние Васюки.

К касту присоединился красноярский актёр Олег Каменщиков. Gornovosti поговорили с артистом о предстоящем проекте, первых шагах в киноиндустрии и лучших коллегах.

Выходит уже третий сезон сериала «Бедный олигарх». Смотрели ли вы предыдущие два? Почему решили принять участие в проекте?

Буду честен и откровенен: не видел ни одной серии – я же там не снимался до этого (Смеется.) Если говорить обо мне в качестве зрителя, у меня, к сожалению, нет времени на просмотр сериалов. Поэтому я обожаю короткометражки! Особенно талантливые. Хорошо, когда любую историю можно рассказать за полтора часа, а то и меньше! А согласился потому, что его снимают Андреасяны, иначе не мог. Я рад, что несмотря на то, что вначале был один эпизод и одна смена, мою скромную «ролюшку» развили и продлили.

Поделитесь вашими впечатлениями о работе с Сариком Андреасяном?

Сарик же не один работает, а с братом Гевондом! «К.Б.А» — это кинокомпания именно братьев Андреасян, и это важно! Они мои «киноотцы», если так можно выразиться. Благодаря «Чикатило» и «Жизни по вызову» моя кинокарьера вышла на новый уровень. Когда сейчас люди на улице узнают меня и подходят сфотографироваться, я всегда задаю вопрос, по какому фильму они меня узнали, и процентов девяносто называют именно эти две картины. Так что работать в проектах «К.Б.А» для меня всегда одно удовольствие. А что касается Сарика, как режиссера, он сам мне сказал: «Главное собрать нужных людей вокруг себя. Сценариста, чтобы хорошо писал. Оператора, чтобы хорошо снимал. Актеров, чтобы хорошо играли. И не мешать им» – золотые слова! Всегда боюсь этих «псевдотарковских», которые «творят», «делают искусство». В итоге, где они? Смотрят все равно Андреасянов! (Смеется). Без шуток, они делают тридцать пять процентов всего, что снимается в России! По двадцать пять проектов в год. Не фильмов, а проектов! Вы можете себе это представить?!

Всегда ли во время съемок комедии на съемочной площадке царит веселая атмосфера? Или, в целом, это больше миф? Какая атмосфера была во время съемок «Бедного олигарха»?

Это, конечно, миф. Если коллектив дружный, то и атмосфера будет на площадке хорошая. И не важно, что снимаете. Например «Чикатило» – очень сложная тема, думаю, не нужно объяснять… Мне было очень тяжело на душе в самом начале съемочного процесса. Ведь все это было по-настоящему, все эти жертвы, их родные… Но мы с коллегами друг друга поддерживали, шутками в том числе. Иначе можно было свихнуться. А во время «Бедного олигарха», действительно, было не грустно! (Улыбается). Сами посудите, играем, мягко говоря, чудиков! Смешные персонажи, смешно одеты, смешно себя ведут. Как тут не смеяться?

С чего начался ваш интерес к кино и к профессии актера?

Интерес к кино и интерес к профессии – разные вещи! Есть такой анекдот: «— Вы, как кинолог, посоветуйте, что посмотреть? — Обязательно посмотрите «Ко мне, Мухтар!« «Белый Бим Черное ухо« и «101 далматинец«».

Я же в Москву приехал только для того, чтобы сниматься! Иначе какой смысл был менять Красноярск на Саратов и Саратов на Москву, если ты работаешь только в театре? Это же свой мирок, театр, а значит в нём комфортно. Количество мест в зале примерно одинаковое, что в Москве, что в Саратове. Зрителя что там, что там надо «побеждать» каждый раз. А вот кино – это уже совсем другая история. В этом смысле все дороги ведут в Москву. Даже не в Питер. Именно в Москве все происходит. Сейчас, конечно, есть интернет. Можно свое кино снять где угодно. В этом плюс времени, в котором мы живем!

Что касается выбора профессии актёра — я просто ничего не умел (Улыбается). В школе я был крепким троечником, плавно переходящим в двоечника. Конечно, повезло, что в нашем Сосновоборске была театральная студия «Версия». Это особенный мир. Её руководитель, Виталий Викторович Дейхин, не ставил цели сделать из нас актеров, но прививал нам вкус к фильмам, спектаклям, литературе, да и вообще – к жизни. Ковал из нас именно личностей. Если бы не он, не знаю, как сложилась бы моя судьба.

Сложно было попасть в киноиндустрию? Как вы делали первые шаги в карьере?

А что там сложного? Иди и снимайся! Вопрос только где и как. Я когда в Москву приехал, конечно, не мог рассчитывать на большие роли. Кто я такой? Меня никто не знает. Я даже в Москве не учился. У тех есть трамплин – они во время учебы уже на виду у режиссеров и продюсеров, многие даже снимаются. Поэтому приходилось все начинать с нуля.

Для начала была, конечно же, массовка. Узнавал номера для связи этих «бригадиров», потом звонил им тогда еще с телефонных аппаратов и рассказывал, как я выгляжу. Фотографию же не отправишь по интернету с мобильника, ибо ни того, ни другого не было. Пейджер правда был у меня еще из Саратова! Потом фотографии печатал стопками со своим лицом, писал на другой стороне номер пейджера и распространял их направо и налево. Веселые времена были! Ну и потихоньку стали появляться «ролюшки» и роли. Тут главное – терпение. Все, что должно быть твоим — будет твоим. Главное – верить и не сидеть сложа руки.

С кем из звёзд отечественного кино вам понравилось работать больше всего, почему?

Да много с кем! Тут же главное не звезда, а чтобы человек был хороший. Как говорила в свое время одна советская актриса: «Мы не знали слово «звезды», мы знали слово «работать»». В конечном итоге, естественно, всё сводится к результату. Но я не хочу результата любой ценой. Мне важно, чтобы работать было комфортно. Особенно, чтобы все было по-людски, чтобы атмосфера была человечной. А так, абсолютно прекрасный – Гоша Куценко! Мы с ним, кстати, сняли фильм по моему сценарию – «Отбросы общества» (18+). Скоро вы его увидите. Также прямо сейчас снимаемся с Тимуром Батрутдиновым в новом проекте для ТНТ – «Блогеры взаперти» (18+). Общаемся с Тимуром прекрасно. И на съемках, и после. Сергей Степин – мой большой друг. У него тоже «ролюшка» в «Бедном олигархе», кстати. С Сергеем мы еще в 1999-м году играли на одной сцене Саратовского ТЮЗа. Ещё сейчас работаем с Максимом Коноваловым – ржем невозможно! С Димой Дюжевым сняли кино «Этика долга» (18+). Он в главной роли, я – режиссер. Прекрасно было сотрудничать с ним. Много с кем отлично работается, в общем.

Из тех, с кем ещё не работали, с кем хотели бы повзаимодействовать в профессиональном плане?

С Евгением Леоновым, Анатолием Папановым, Евгением Евстигнеевым хотел бы и поработать, и вообще поговорить, посидеть за бутылочкой кефира (Улыбается). Обожаю советское кино. Не все фильмы, конечно, но сам принципиальный подход к их созданию. Он основательный, и актеры были такими же – от слова «основа»! В них стержень был. Слов на ветер не бросали. Понимаете, актер должен иметь право на разговоры, чтобы слово сказать и потом нести ответственность за него. Не говорю, что сейчас актеры плохие, зачем же я буду сам себя в грязь топтать (Улыбается). Просто тематика кино измельчала, и те проблемы, которые в нем поднимаются. А так, конечно, много с кем хочется поработать и в кадре, и на сцене. Фамилии называть не буду, чтобы другие не обиделись (Улыбается).

Какая ваша роль вам особенно запомнилась и почему?

Кроме известных моих работ, очень выделяю Фарандаля из «Любовных авантюр». Это такой мини-сериал по новеллам Мопассана. Фильму уже двадцать лет, но он до сих пор смотрится очень стильно. Нас, персонажей, вживляли в фотографии Парижа конца 19-го века! Много снимали на хромакее, что для того времени было ноу-хау. Мне этот фильм дорог не потому, что я там сыграл как-то гениально, а именно самим подходом к съемкам, монтажу и полету фантазии. Представляете, мы там говорим на тарабарском французском языке! Это все придумал ныне покойный Валера Зеленский. А продюсером, кто поверил в это безумие, выступил Сергей Сильянов и его компания «СТВ». Та, что «Брат» (18+) и «Брат-2» (18+) снимала.

Недавно вышел фильм «Снегирь» режиссёра Бориса Хлебникова, это также его продукт. Если не видели это кино, обязательно всем смотреть! Я там засветился. Потрясающая история про рыбаков, которые работают на трале. Там такой достоверный шторм получился в кадре – ахнешь! Представляете, как мы это снимали: макет корабля в формате один к одному, который качается, и каждый дубль на нас падают тонны воды! И все это – в павильонах. А потом еще в океан выходили и китов видели. Очень полезный опыт получился.

Когда в последний раз были в Красноярске?

Осенью 2023 года прилетал на свой творческий вечер. Правда я его проводил в Сосновобрске, там где вырос. А так, конечно, ещё буду приезжать! У меня несколько антрепризных спектаклей, и какой-нибудь из них обязательно в Красноярск заедет. А если и нет – сам прибуду! У меня же здесь мама живет, брат и вся родня по маме. Могила папы здесь, в конце концов. Буду!

Какие у вас любимые места в краевой столице?

Центр города люблю. Его сейчас облагородили очень хорошо. Глаз радуется! Люблю прогуляться по набережной и залезть в Коммунальный мост, тот, что на купюре-десятке запечатлён! Там снизу можно «впрыгнуть» под мост и подняться над Енисеем. Хулиганю, в общем (Улыбается). Столбы, конечно, обожаю, с ними иначе никак. А ещё на улице Калинина стоит трёхэтажный кирпичный дом под цифрой 11. В этом доме я родился на свет. Скорая не успела приехать, и роды принимала моя бабушка. Вот такая удивительная история.

Как вы встречаете новый день?

Не поверите, но каждый раз я удивляюсь тому, что проснулся. Поэтому начинаю каждое пробуждение с мысли: «Ух ты! Я проснулся, а значит я живой! Спасибо». А когда засыпаю, всегда думаю: «Ух ты! Я прожил еще один день! Это удивительно! Спасибо». Спасибо – здесь ключевое! Спасибо – это же «спаси Бог». Благодарность – это и есть Бог.