«Таких объёмов работ не было даже в советские времена». Красноярцам рассказали о масштабной модернизации системы теплоснабжения

2024-08-08 12:31:50

К хорошему быстро привыкаешь. Вот и красноярцы не обратили внимания, что из СМИ постепенно исчезли громкие материалы о больших коммунальных авариях и людях, замерзающих в своих квартирах. Мы просто забыли о тех временах, при этом не задумываясь, что это закономерный результат последовательной работы наших энергетиков по модернизации местной системы теплоснабжения.

БОЛЬШАЯ РАБОТА

Сибирская генерирующая компания (СГК, основной поставщик тепла и горячей воды у нас в городе) с 2020 года обновила в Красноярске более 230 километров тепловых сетей. Планы на 2024 год не менее амбициозные — за сезон энергетики планируют заменить старые коммуникации и построить новые общей протяжённостью 50 километров. Таких объёмов работ у нас в городе не было даже в самые благостные советские времена.

Столь масштабная программа обновления теплотранспортной инфраструктуры позволила Красноярску довольно спокойно прожить прошлую зиму. По данным муниципальной службы 005, количество аварий на городских сетях теплоснабжения в минувшем отопительном сезоне по сравнению с предыдущим снизилось на 40 процентов.

— Содержание системы теплоснабжения в надлежащем состоянии — это залог качественного и бесперебойного снабжения наших жителей необходимыми коммунальными ресурсами, — заявил Николай Мухин, заместитель главы Красноярска, руководитель департамента городского хозяйства и транспорта. — Благодаря масштабной замене теплосетей количество значимых аварийных ситуаций на наших коммуникациях в минувшем отопительном периоде было минимальным.

При этом Николай Валерьевич подчеркнул, что система теплоснабжения в Красноярске по-прежнему требует дополнительных усилий со стороны энергетиков. «Нам необходимо не только сдерживать рост уровня износа, но и снижать его», — добавил глава департамента.

РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕ

Примечательно, что представление о перспективах территории города у властей Красноярска и руководства одной из крупнейших энергетических компаний страны совпадают.

— Сегодня мы работаем на развитие системы теплоснабжения в краевом центре, не догоняя и исправляя, а опережая, — заявил Олег Бубновский, генеральный директор Енисейской ТГК, подразделения СГК в регионе Енисейская Сибирь. — Даже диагностика у нас стала более тщательной и приобрела характер профилактики. Теперь после гидравлических испытаний мы проверяем наши теплосети дополнительно с помощью робота. Таким образом выявляем не только потенциально опасные участки, но и просто слабые места, где нет прямой угрозы порыва, но спустя время она может появиться.

Результат такого подхода к делу налицо. Иван Карлин, инженер управляющей компании «СуперСтрой Красноярск», работает в системе ЖКХ нашего города с середины 1990-х, и ему есть с чем сравнивать.

— То, как было раньше, и сейчас — это просто небо и земля, — считает Иван Гареевич. — Я уже и не помню случая, чтобы у нас люди сидели без тепла и горячей воды. Если случился порыв или ведётся плановый ремонт сетей — монтируют временный трубопровод. Иногда вода бывает недостаточно горячей, но с этим мы оперативно разбираемся.

При этом стоит подчеркнуть, что управляющая компания «СуперСтрой Красноярск» обслуживает жилые дома в посёлке Первомайском (улицы Павлова, Щорса, Кутузова, Мичурина). Не самый простой микрорайон — основную часть системы теплоснабжения здесь построили 30–40 лет назад.

ЛИЦОМ К ЛЮДЯМ

Еще одно наблюдение. Красноярские энергетики в корне поменяли свои взаимоотношения с горожанами. Руководители ключевых подразделений компании регулярно встречаются с председателями домовых комитетов.

— Так мы получаем обратную связь от тех, для кого работаем, — говорит Сергей Иванов, директор Красноярской теплосети (филиал Енисейской ТГК). — Консультируем людей и, если это необходимо, что-то исправляем. Главное для нас — постоянно менять ситуацию к лучшему.

Тепловая инспекция СГК проверяет проблемные дома в Красноярске и уже накопила некоторую статистику. Каждый такой случай, конечно же, индивидуален, но общая черта у всех одна — чтобы в квартире стало тепло, нужно обновлять теплосети не только снаружи, но и внутри самого здания, настраивать домовые системы, следить за подготовкой помещений к зиме. Другими словами, эстафету модернизации от энергетиков должны принять жилищные организации.

Проблема большой части жилых домов — неравномерное распределение тепловых ресурсов. В частности, в панельной пятиэтажке на улице Гастелло, 32 (Кировский район) на первых этажах жаловались на холод, а в квартирах, расположенных выше, была вполне комфортная температура. Проверка показала — тепло в здание поступает в соответствии с нормативами, однако из-за отсутствия изоляции на трубах пол на первом этаже охлаждается. Управляющая компания устранила эту проблему. Теперь осталось восстановить герметичность теплового контура.

Жители дома по Затонской, 7а также с помощью сотрудников СГК смогли решить многолетнюю проблему с дефицитом тепла в своих квартирах в зимний период. Нужно было всего лишь правильно настроить внутридомовое оборудования и отрегулировать таким образом систему отопления. Рекомендации по настройке выдали в СГК, а вот занималась этим уже управляющая компания.

— Мы ежедневно выходим на проверку домов, — рассказывает Вера Агапченко, заместитель начальника службы измерений, наладки и испытаний Красноярской теплосети (филиал Енисейской ТГК). — В большинстве случаев причина некачественного теплоснабжения — в отсутствии должной подготовки многоэтажек к зиме или неправильной регулировке систем отопления. Там, где мы можем помочь, помогаем. В остальных случаях просим управляющую компанию утеплить здание, поработать со стояками отопления или выполнить дополнительную промывку систем. Бывает и так, что холодные батареи — это результат деятельности самих горожан. Как-то мы разбирались с обращением жителей частного сектора. Во время проверки выяснилось, что один из домовладельцев самовольно установил насос, работа которого влияла на гидравлический режим тепловой сети, что привело к разрегулировке системы отопления соседних домов. Нарушение устранили, тепло в дома жителей вернулось.

Начав модернизировать систему теплоснабжения, энергетики обнаружили, что в отладке нуждается и та её часть, которой управляют жилищники. Поэтому большой диалог начали с управдомами, увеличилось и количество проверок домов с последующими рекомендациями, как изменить ситуацию к лучшему. А контроль запуска горячей воды после летних отключений СГК подняла на уровень районных администраций, пригласив к общению и управляющие компании. Задача — после проверок теплосетей вернуть ресурсы без задержек.

Инвестиции, которые пришли в теплоэнергетику в результате принятия долгосрочного тарифа, позволили переломить ситуацию. Всё больше диалог с жителями сдвигается от надёжности к качеству теплоснабжения, от ликвидации ситуации к её предупреждению. Система теплоснабжения столицы огромного региона постепенно переходит на новый уровень.