Красноярский театр кукол представил необычный спектакль

2024-05-17 08:32:16

Пришёл в зрительный зал, сел в кресло и наблюдаешь за действием на сцене полтора-два часа — у многих людей такие представления о театре и спектаклях. Однако красноярские театры активно пробуют новые форматы.

«Тень» (12+) — одна из таких постановок Красноярского театра кукол. Иммерсивная сказка по произведению Евгения Шварца удивляет с первой минуты. Начиная с того, что каждому пришедшему выдают очки, без которых никак нельзя. Всех зрителей «заселяют» в «отель «Сказка» и выдают номерок с циферкой. Зайдя в зрительный зал, нужно занять место за столом с идентичным номером и открыть свой номер-чемодан «ключом», указанным на номерке.

Интересно, что зрители расположены на самой сцене театра, а первая часть постановки происходит в зрительном зале. Вид необычный, театр кажется совсем небольшим, но так даже интереснее. Актёры проходят мимо тебя, задают вопросы или просят помочь. То есть гости становятся не только свидетелями, но и участниками истории, которая разворачивается у них на глазах.

— «Тень» — это мудрая сказка для детей и взрослых об Учёном, который приехал в чужую страну, чтобы исследовать нравы её жителей. Он верит, что «в каждом человеке есть что-то живое. Надо его за живое задеть — и всё тут». Здесь, в сказочной стране, он встретит любовь, предательство и настоящее волшебство. Главное испытание — столкновение с тёмной стороной своей личности, которую символизирует Тень. В нашем спектакле Тень оживает и становится отдельным существом — хитрым, находчивым, злобным, стремящимся к власти, — отметили в Красноярском театре кукол.

По сюжету Учёный Христиан-Теодор приезжает в город и заселяется в отель «Сказка», в номер, где жил его друг, Ганс Христиан Андерсен. Хозяйская дочь Аннунциата рассказывает Учёному о необыкновенном завещании последнего здешнего короля, согласно которому Принцесса должна выйти замуж не за принца, а найти себе доброго честного мужа среди незнатных людей. Завещание считается великой тайной, но о нём знает весь город. Принцесса же, чтобы выполнить отцовскую волю, исчезает из дворца. Многие стараются обнаружить её убежище в надежде обрести королевский трон.

Христиан-Теодор понимает, что его прекрасная незнакомка, которую он видит в окнах напротив, и есть Принцесса. Он в неё влюбляется и просит свою Тень с отправиться к ней и рассказать о его чувствах. Тень покидает своего хозяина и уходит выполнять наказ. Христиан падает на пол без сил. Ему на помощь приходят дочь владельца гостиницы Аннунциата, полюбившая Учёного, и Доктор.

Тень тем временем сам очаровывает принцессу, вернувшуюся во дворец, а также активно «дружит» с министрами, почувствовавшими в нём угрозу. Зрители по ходу сюжета перемещаются по театру: подсматривают в парке за министрами, смотрят за противостоянием Тени и Христиана-Теодора. Заключительной точкой становится суд над Учёным, где добро побеждает зло — на помощь убитому главному герою приходит Доктор с чудодейственным зельем. Справедливость торжествует, Тень исчезает, а Принцесса вновь готова принять ухаживания возлюбленного, но уже поздно: главный герой вместе с верной Аннунциатой уезжают путешествовать.

Интересно, что кукла в спектакле используется только для одного персонажа, остальные роли исполняют актёры. По словам режиссёра Ольги Петуховой (Санкт-Петербург), уже известной красноярскому зрителю по спектаклю «Илья. Сказание о богатыре», эта идея родилась из самого сюжета пьесы.

— Персонаж Тень является по своей сути не столько человеком, сколько существом, олицетворяющим все скрытые желания и эмоции главного героя, Учёного. Поэтому главного отрицательного героя было решено представить в виде куклы, которая может принимать самые разные формы. По сюжету пьесы Евгения Шварца Тень ожила и находится среди людей. Именно поэтому мне было важно сохранить идею автора и изучить, как кукла Тень может проникнуть в мир людей и занять среди них главенствующее место, — отметила режиссёр.

Спектакль не оставит равнодушными как самых маленьких зрителей, так и взрослых, благодаря необычной подаче материала, смене действий и локаций, а также прекрасному юмору и игре актёров.

— С подобной постановкой я сталкиваюсь впервые, — делится участница действия Марина Аркадьевна. — Интересно, что всё здание театра стало местом для игры. А реквизит оказывается в распоряжении зрителей. Например, в чемоданчике всю мебель «номера» можно повертеть в руках, рассмотреть, а во время суда над бедным Учёным зрители могли проголосовать флажками за то или иное решение.

Школьнику Антону больше всего понравилось общение с актёрами до начала действа:

«Когда мы только заняли свои места, с нами пытались жестами общаться три черные «тени», было очень забавно за ними наблюдать, а также пытаться понять, что они хотят нам сказать. Но весь спектакль очень интересный! Впервые был на таком формате бродилки, поэтому я в восторге. С удовольствием схожу ещё раз!»

Нюанс

Пьеса-сказка Евгения Шварца «Тень» была написана в 1937–1940 годах по сюжету одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Составляет наряду с «Драконом» и «Голым королём» трилогию пьес-памфлетов. Впервые спектакль был представлен зрителю 12 апреля 1940 года Ленинградским театром комедии.