С педагогом Елизаветой Суменковой обсудили её авторский социальный проект «Стань художником», призванный помочь детям, потерявшим родителей, пережить боль и отчаяние. Разбираемся, как через рисунок узнать, о чём думают дети, и можно ли привить любовь к Родине через живописный взгляд на городские закаты.
На базе одного из знаковых учебных заведений Сибири — СибАДИ прошёл мастер-класс по изготовлению декоративного панно «Самолёт в небе» для детей с 7 до 11 лет. Его организовала педагог, руководитель социального проекта «Стать художником» Елизавета Суменкова. Для деток была проведена тематическая экскурсия по вузу, а пока они работали над созданием панно, мы поговорили с их педагогом о том, как живопись раскрывает лучшее в людях и готовы ли дети делиться своей болью, эмоциями и переживаниями.
Елизавета, что лично для вас значит искусство и художественное направление?
Если говорить про искусство в целом, то для меня это любовь к жизни. Её восприятие в более ярких красках, чем она, наверное, есть на самом деле. А художественное направление – это проявление себя, выражение своих чувств, эмоций. Я нашла себя именно в этом. Через краски и холст можно избавиться от негативных эмоций, выплеснуть их в картину. А можно поделиться с миром своей радостью. К живописи приятно прикасаться – ощущать глубину и толщину красок. Это своего рода медитация.
Почему вы решили создать социальный проект «Стань художником»?
К этому меня подвигла любовь к детям, желание помочь им раскрыться, поделиться своими чувствами. Изначально проект был направлен на работу с детьми военнослужащих. Сейчас я понимаю, что он будет важен для любых ребятишек, которые по какой-либо причине потеряли родителей. Хочется, чтобы у них была возможность поделиться своими переживаниями, высказаться и попытаться как-то примириться со случившимся. Хочется дать им больше тепла, заботы, стать для них другом.
Дети готовы делиться своими эмоциями?
Дошкольники и младшеклассники открыто проявляют эмоции, рассказывают о том, что у них происходит, что они чувствуют. Что касается детей постарше, конечно, они уже более закрыты. Иногда даже замкнуты. Но, знаете, у нас как-то было одно мероприятие, и там дети из 5-го класса занимались вместе с детьми помладше. И, рисуя вместе, общаясь с младшими, слушая их истории и откровения, старшие сами начали раскрываться, делиться своими чувствами, переживаниями, радостными историями. Есть на занятиях и слёзы, и психи, есть разные эмоции. И мне хочется помочь им пережить какие-то сложные ситуации в жизни, поддержать.
Как добиться этого эмоционального раскрепощения деток на занятиях?
Много зависит от педагога, от подачи материала, первой встречи. Я стараюсь дарить любовь. У меня на занятиях есть дисциплина, но много свободы. Мы не приступаем сразу к занятию. Если дети хотят поговорить со мной или друг с другом, то они это делают. Я сама рассказываю им что-то интересное. Они могут беседовать во время занятия. Именно это их раскрывает, даёт им возможность выговориться. Девочка семи лет сама начала рассказывать, что до 2022 года жила счастливой жизнью, у них всё было прекрасно, а потом не стало папы, и их жизнь оборвалась, изменилась. Мне хочется, чтобы они этот негатив выплёскивали, не держали его в себе и шли дальше. Но специально не лезу к ним в душу: если они говорят, то я слушаю, если нет – значит, нет.
В рисунках чувства как-то проявляются?
Рисунок — это же их эмоции в моменте. Бывает, ребёнок приходит с плохим настроением. Тогда его рисунок будет в тёмных цветах: чёрный, коричневый, тёмно-синий. Где-то могут добавить яркое пятно, но есть детки, у которых всё чёрное. Как педагог, я вижу, что у этого ребёнка глубокие переживания. Тогда говорю с его родителями, к самому ребёнку не лезу. Если настроение хорошее — основная часть красок будет яркой, весёлой. Но где-то они всё равно поставят это тёмное пятнышко. Я стараюсь быть другом «своим» детям. С профессиональной точки зрения, за год-полтора у них рука поднабилась. Сначала это было как: они с силой давили на карандаш, проводя толстые линии. Кто-то, если не получалось, психовал, мял лист и выбрасывал. Я пытаюсь научить их ценить свой труд, труд тех, кто сделал эту бумагу. Говорю, что не надо выбрасывать лист — «не ту линию» всегда можно исправить. И они стали прислушиваться. Уже не психуют, а спрашивают: как исправить, что делать? Не скажу, что за это время все прям стали счастливыми, но в работах стало меньше темноты. Нет резкой смены на яркость, а значит нет эмоциональных качелей, нет метания из крайности в крайность. Есть плавный переход в позитивный эмоциональный фон.
Елизавета, а что может донести детский рисунок до взрослых? Есть возможность проанализировать цвета, но есть же ещё и говорящие сюжеты?
В основном дети на занятиях рисуют по программе, но есть дни со свободной тематикой. И там в основном они рисуют свои желания. Сейчас они более материальные: поехать отдохнуть, телефон, ноутбук. Но есть дети, которые мечтают жить в деревне, чтобы у них там была коза, корова.
А в обязательных работах их индивидуальность проявляется?
Да. В манере, в подаче. Кто-то очень торопится – замазал всё краской, и готово. А кто-то начинает искать себя, своё направление. Есть мальчик, я его называю Ван Гог. У него интересная манера письма, очень похожая на Ван Гога. Тут ещё такой момент: кто-то приходит, не желая заниматься рисунком. Но потом ребёнку становится интересно, и он остаётся.
Что с помощью сегодняшнего мастер-класса «Самолёт в небе» вы хотели сказать детям?
Он посвящён Дню Победы, 9 Мая. Поэтому сегодня мы поговорили об интересных фактах Победы. Также сходили на экскурсию в зал с автотренажёрами СибАДИ. Детям это было очень интересно – они посидели в технике, покрутили рули. Поговорили с ними про барельеф, панно. Я заранее сделала заготовки панно, и дети раскрасили свои самолёты. Послушали музыку и вместе попели. Мы поговорили о важном, о том, что нельзя забывать подвиг наших солдат.
Через искусство, творчество на самом деле можно вызвать в детях любовь к родному краю, своему городу, своей стране?
Конечно! Давайте возьмём Омск, наш край. У нас потрясающая природа, архитектура. Я особенно люблю дома и здания старого фонда. Мы выходим и рассматриваем этот дом, его линии. Дети, у которых своё представление о красоте, пусть не сразу, но влюбляются в это здание. Что касается природы, то у нас все времена года разные: мы ходим и рассматриваем листочки, нюхаем цветы. Обсуждали и рисовали знаменитые омские закаты. Мне кажется, всё зависит от того, как подать материал. Если ты делаешь это с любовью, сам любишь место, где ты родился и вырос, то и дети будут воспринимать окружающий мир с любовью.