Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска.
Напомним, что в прошлом году компания запустила экологическую Серную программу на Надеждинском металлургическом заводе. Проект успешно осуществляется, в этом году будут запущены вторая и третья линии производства, однако стройку усложняли санкции, при этом реализовать проект на Медном заводе еще труднее. В связи с этим компания решила перенести плавильные мощности по медному концентрату в Китай.
«Дело в том, что Медный завод с точки зрения выбросов даже более важен для жителей Норильска, чем Надеждинский, потому что он находится ближе к городу. Но в решении этой задачи мы столкнулись с очень сильным встречным ветром. У нас уже нет доступа к западным технологиям, оборудованию, программному обеспечению. Мы очень многое перепрограммировали, задействовав отечественных поставщиков, тем не менее полностью избежать зависимости от импорта по этому проекту невозможно. Как всегда бывает в таких случаях, только нестандартный ход поможет решить проблему. И одним из таких решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления», — рассказал Владимир Потанин.
С переносом мощностей «Норникель» решает не только экологические вопросы, но и проблемы расчетов и доступа на рынок. Также в интервью говорится о том, что строительство зарубежного актива будет синхронизировано с выбытием мощностей на Медном заводе, что произойдет за горизонтом 2027 года. Поэтому с точки зрения производственных планов и объемов процесс будет нейтральным. В дальнейшем, за счет увеличения добычи и обогащения, ожидается общий рост производства.
«Оттолкнувшись от экологических проблем и одновременно решая проблемы сбыта и расчетов, мы сможем улучшить огромное количество показателей. Мы ликвидируем препятствие для дальнейшего развития всего Талнаха и Норильского промышленного района, что позволит к 2030 году энергично расти и по «горе», и по обогащению. Поэтому мы сейчас форсируем строительство третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики, которая понадобится в цепочке увеличения производства. Увеличение объемов производства – это увеличение налоговой базы как для Красноярского края, так и для страны в целом», — сказал Потанин.
Он также отметил, что все сотрудники Медного, а это порядка двух тыс. человек, будут трудоустроены в компании. На освободившихся площадках завода в дальнейшем планируется развернуть иное производство: современные перевалочные пункты, пункты сушки концентрата, его подготовки и складирования, а также высокотехнологичный 3D-принтинг деталей для оборудования.
«То есть, речь идет не о закрытии одного конкретного предприятия, а об изменениях в подходах к хозяйствованию, к партнерству, к международному разделению труда, к созданию цепочек стоимости абсолютно на другой основе. И, как следствие, для этого будут нужны абсолютно другие кадры. Возникнет дополнительный спрос на айтишников и инженеров. Мы будем их как сами готовить в Заполярном государственном университете, так и пользоваться возможностями Сибирского федерального университета в Красноярске. Это будет иметь определенную синергию с нашим намерением быть якорным резидентом в технопарке в Красноярске», — заявил Потанин.
Помимо прочего, перенос плавильного производства ближе к рынкам сбыта даст горно-металлургической компании возможность освоить новые компетенции. В частности, в результате взаимодействия с Китаем «Норникель» намерен получить доступ к аккумуляторным технологиям для будущего масштабирования их выпуска внутри России.
Масштабные планы компании прокомментировал красноярский политолог Кирилл Дюндик:
«Для «Норникеля» это решение наверняка не спонтанное, а тщательно продуманное и в сегодняшней ситуации, пожалуй, единственно верное. Оно позволяет найти выход из ситуаций, которые еще недавно представлялись неразрешимыми. Вместо того, чтобы мириться с положением и констатировать снижение выручки, ссылаясь на санкции, компания предпочла действовать. В то же время такой ход у многих вызывает вопросы, что закономерно, так как это решение довольно смелое и нестандартное. Однако в своем интервью Владимир Потанин дал исчерпывающие ответы на многие из этих вопросов, и думаю, мы будем получать от компании всё больше информации по мере развития ситуации. Наиболее оптимистичным в том, что прозвучало на данный момент, мне представляется тот факт, что речь идет не столько о закрытии завода, сколько о трансформации предприятия и появлении на его месте новых передовых производств».
О решении компании также высказался председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский:
«Решение по заходу на китайский рынок металлов показывает, что компания готова и будет активно эволюционировать, и это отлично, потому что для Красноярского края это весомая гарантия того, что региональный бюджет от лица компании продолжит стабильно пополняться, а экологические обязательства выполняться. Восемь лет назад в Норильске уже закрывали устаревший и экологически грязный Никелевый завод. Такой же опыт есть у компании на Кольском полуострове, где закрывалось плавильное производство. В этом вопросе важно то, что компания, ликвидируя старые производственные мощности, создаёт новые и современные, которые порядком экологичнее и технологичнее».
Добавим, что поставлять медный концентрат на новое производство планируется через Северный морской путь, для чего «Норникель» также создаст дополнительные логистические мощности и расширит терминалы в Дудинке и в Мурманске.