Театральная постановка Александры Каспаровой совершила революцию на большой сцене Новосибирска

2024-01-28 12:31:27

Во времена тенденции на интровертность, когда общество не готово принимать не таких как все, Александра Каспарова в своей первой самостоятельной режиссёрской работе решила сломать современные стереотипы. Известную сказку Андерсена она превратила в уникальный инклюзивный проект.

На сцене Новосибирского молодёжного театра «Глобус» Александра Каспарова представила постановку «Гадкий утёнок» (6+). Главную роль в спектакле исполняет «солнечный» артист Павел Есипов.

Фото: © скриншот из документального фильма «Гадкий утёнок». Театральный полёт»
Фото: © скриншот из документального фильма «Гадкий утёнок». Театральный полёт»

Изначально у театра был запрос на детскую сказку с громким названием, однако Александра Каспарова поняла, что хочет сделать инклюзивный детский спектакль, придав ему настоящую социальную миссию.

Как признаётся режиссёр, то, что главную роль в постановке исполняет «солнечный» артист – просто гипертрофирует проблематику произведения.

«Если говорить вне контекста особенностей здоровья, то каждый из нас в какой-то определённый период времени мог себя чувствовать изгоем, быть вне общества. Здесь всем понятно, о каком чувстве идёт речь, что это за ощущение – «быть не таким», — отмечает она.

С детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья Александра работает в фонде «Аревик» более двух лет и не видит в этом ничего сложного. При этом большинство актёров новосибирской театральной труппы впервые для себя работали с «солнечным» артистом.

«Мало того, что у меня не было опыта участия в инклюзивных проектах, у меня даже не было опыта общения с людьми с особенностями развития. Это интересный и тёплый опыт», — говорит актриса Мария Соболева.

Как считает Александра Каспарова, главная и основная история в инклюзивной работе – не делать никаких поблажек. Нужно максимально адаптировать процесс и дать людям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценной частью театрального сообщества.

«Этот метод показал, по прогрессу Паши и то, как он социализировался, насколько он эффективен. На самих репетициях были моменты, когда он срывался, потому что он злился, что у него что-то не получается. Однако его никто не жалел, потому что последнее, что в такой работе может помочь – это жалость. По сути Паша прошёл маленький театральный институт и он его прошёл», — говорит режиссёр.

Фото: © скриншот из документального фильма «Гадкий утёнок». Театральный полёт»
Фото: © скриншот из документального фильма «Гадкий утёнок». Театральный полёт»

Главный исполнитель роли в спектакле «Гадкий утёнок» 26-летний Павел Есипов рассказал, что приступил к репетициям ещё летом, они заняли два месяца:

«Я речь разрабатывал, а потом текст разрабатывал. Мне дали гримёрку, я подружился с актёрами».

Многие люди знают, что работа актёра сложна как в физическом, так и в эмоциональном плане. С подобными трудностями столкнулся и Павел.

«Я очень хорошо помню репетицию, когда у Паши случился срыв. Да, сначала это всё игра, но в какой-то момент его накрыло — он понял всю глубину этой истории, ведь с её наполнением он знаком как никто другой. Существовала очень хрупкая эмоциональная граница, поэтому я много говорила: Паша — ты не гадкий утёнок, ты артист», — делится Александра Каспарова.

Мама ребёнка с синдромом Дауна Юлия Фефелова признаётся, что игра Паши в спектакле бьёт в самое сердце:

«Самый фееричный момент – это то, как вёл себя Паша, ведь это про наших «солнечных» детей. Я видела как он содрогается от слов «Ему не место среди нас», «Это всё из-за тебя», «Лучше бы тебя не было», при этом он смотрел на зрителей с такой теплотой и улыбкой. Паша топил лёд одним своим существованием, и эта лёгкость с которой он переламывал всё напряжение просто невероятна».

У Андерсена в произведении есть Бабушка, что живёт с котом и курицей, у Александры Каспаровой эта героиня — типичный представитель общества потребления: избушка превращается в комнату, идеальную для потребления фастфуда, к гостю старушка имеет лишь один вопрос: «А ты что-то полезное сделал для общества? Если нет, то тогда ты не нужен нам», а курица — да, она давно съедена.

В постановке «Гадкий утёнок» ломают стереотипы об «экономической полезности» людей и возможностях тех, кто живёт с синдромом Дауна. Ведь один из них сделал свой первый шаг и впервые вышел на профессиональную сцену вместе с драматическими актёрами. Голосом рассказчика является Александр Балуев, композитором проекта выступил Глеб Матвейчук.

Знаменитый артист признаётся, что постановка «Гадкий утёнок» — это своего рода революция на академической сцене.

«Спектакль, прежде всего, учит добру, правильному отношению к жизни и миру, потому что мы все друг на друга не похожи. Мне кажется, что режиссёр выбрал очень правильный язык повествования, который рассказывает историю прямым текстом — без каких-либо второстепенных камуфлирующих составляющих», — отмечает Глеб Матвейчук.

Проект прочно закрепился в репертуаре новосибирского театра «Глобуса» и что самое важное, поразил и затронул сердца зрителей. Билеты на спектакль проданы на три месяца вперёд. В мире, созданном режиссёром и артистами, есть место любви и сотрудничеству, где в финале у каждого птенца есть шанс стать частью белоснежной стаи лебедей. Отметим, что телеканал «Продвижение» снял документальный фильм «Гадкий утёнок». Театральный полёт» (12+), который рассказывает о социальной интеграции людей с особенностями развития.