Специалисты Красноярского краевого отделения Русского географического общества продолжают координировать реставрацию исторического самолета С-47 DL «Дуглас» (СССР Л-1204) «Борт Тюрикова», который экспедиция РГО эвакуировала из таймырской тундры в 2016-2017 годах. В региональном правительстве сообщили, что реставрацией самолета занимаются специалисты новосибирской компании «Геликоптер» в специальном ангаре на территории аэродрома «Мочище».
По словам председателя Красноярского краевого отделения РГО Игоря Спириденко, работа проходит в сложных условиях из-за удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа, однако реставрация не прекращается. Самолет планируют получить в конце текущего года.
«После этого «Борт Тюрикова» вернётся в Красноярск в качестве интерактивного музейного экспоната. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении «Борта Тюрикова» своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании «Роснефть» и лично Игорю Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта», — отметил Игорь Спириденко.
В краевом правительстве рассказали, что на сегодняшний день полностью закончена работа по восстановлению консольных частей крыльев, целиком покрашены крылья самолета. Кроме того, принята схема нанесения обозначений на фюзеляж и крылья «Дугласа». Их нанесут по схеме, которая относится ко времени работы самолета в состав 26 транспортного авиаотряда Красноярского управления гражданского воздушного флота СССР 1947 года. Схему создали, основываясь на исторические фотографии аналогичной техники, которая относится к 1946-1947 годам, а также на следы прежних обозначений, зафиксированных на поверхности самолета.
Также финальным цветом покрасили внутренний объем фюзеляжа, восстановили мелкие элементы оборудования и окраски грузовой кабины. На данный момент реставраторы приступили к изготовлению окон грузовой кабины, и окраске наружной поверхности фюзеляжа. В носовой части завершили монтаж силового набора, восстановили пол кабины пилотов и продолжают устанавливать наружные панели носовой части.
В правительстве Красноярского края напомнили, что ранее закончили реставрацию обоих двигателей и воздушных винтов. Двигатели восстановили до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, а также налажены все вспомогательные агрегаты двигателей и маркировки производителя. Лопасти воздушных винтов выправили, собрали и покрасили, восстановили моторамы двигателей.
Отмечается, что проект «Борт Тюрикова. Возвращение» — масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016-2017 годах из таймырской тундры уникального самолета «Дуглас С-47», которые во время Великой Отечественной войны доставили в СССР из США по программе ленд-лиза «АлСиб». В 1947 воздушное судно совершило аварийную посадку на севере нашего региона, в 180 км севернее поселка Волчанка.
Командир экипажа Максим Тюриков смог спасти всех людей, которые были на борту. Максим Тюриков и бортадист Андрей Смирнов отправились на поиски помощи и трагически погибли, а оставшиеся три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера.
Добавим, что шесть лет назад, в 2018 году, проект победил на Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России».