Руководитель волонтерской организации «Поиск пропавших детей – Красноярск» Оксана Василишина в интервью изданию Sibnovosti рассказала о том, как часто пропадают дети в Красноярском крае и причинах их пропажи. Также руководительница волонтёрской организации поведала о том, как правильно рассказать детям об опасности и, почему разговоры родителей с детьми о том, чтобы они не доверяли незнакомцам не всегда являются эффективными.
Почему убегают дети: советы родителям и три «золотых» правила
Бегство ребенка из дома, к сожалению, становится достаточно частым явлением в наше время. Как отмечают психологи, побег является попыткой быть услышанным, а также методом ухода от проблем. Специалисты советуют родителям не бить, не унижать и не оскорблять детей. Также психологи уверены, что родители должны не просто разговаривать со своим ребёнком, а выстроить дружеские и доверительные отношения.
Оксана Александровна, как часто пропадают дети и что становится причиной их пропажи? Сколько из них убегают из дома?
За месяц в Красноярском крае пропадает около 30 детей. Нам поступают заявки из полиции, системы 112 и от родителей. В 95% случаев причина ухода детей из дома связана с проблемами в школе или семье. Они боятся возвращаться домой, поэтому и убегают. В категорию так называемых «бегунков» также входят несовершеннолетние из детских домов. Большая часть из «бегунков» являются подростками в возрасте от 13 до 17 лет. Есть случаи, когда с детьми происходят несчастные случаи или на них нападают, однако такие случаи являются редкостью.
Есть статистика, сколько среди пропавших детей тех, кто уходит с незнакомыми взрослыми?
На самом деле, таких детей очень мало. Всего лишь около 2-3% от всех случаев исчезновения детей связаны с тем, что они уходят с незнакомцами. Это достаточно низкий процент, если брать статистику по Красноярскому краю.
И все же, что ребёнок должен знать, чтобы не подвергать себя опасности и не уходить с незнакомцами? Проводите ли вы какую-либо работу по этой теме?
С 2015 года мы проводим в школах лекции, направленные на профилактику уходов детей с незнакомцами, а также нападения неизвестных на несовершеннолетних. Статистика показывает, что у этой работы есть результаты.
Сейчас у нас есть большие и красочные альбомы по детской безопасности. Там описано как вести себя с незнакомыми людьми, как вести себя дома и на улице. Есть очень много материалов, которые мы показываем детям. Проводятся лекции с каждым классом, чтобы дети могли включиться в диалог, о чём-то рассказать, ответить и задать какие-то вопросы.
В настоящее время мы продолжаем проводить лекционные занятия в образовательных учреждениях.
Под какими предлогами взрослые чаще всего пытаются увести с собой детей?
Описывать эти приёмы – это означает дать памятку человеку, который нападёт ребёнка и подаст ему идею, как заманить несовершеннолетнего. Таким образом, мы дадим руководство к содействию преступнику.
Где можно найти учебные материалы, которые вы используете при проведении лекций?
Все альбомы можно найти и скачать в электронном варианте на сайте «Национального центра помощи пострадавшим и пропавшим детям». Также можно получить в нашей организации альбомы по безопасности в интернете. Альбомы разбиты по возрастным категориям, а для детей с 1 по 11 классы сразу на несколько категорий. Кроме того, у нас есть альбомы для детей 1-11 классов по вопросам безопасности.
В них рассказывается о том, как себя вести и как поступать в тех или иных ситуациях. Всё зависит от возраста. Этими материалами могут воспользоваться учителя и провести в классах лекции. Самое главное для нас – донести информацию до детей.
Может случиться с каждым: как правильно рассказать детям об опасности, не запугав и не переборщив. И как родителю не винить себя, если это все же произошло
В этом вопросе специалисты придерживаются достаточно простой и однозначной позиции - разговоры о безопасности должны протекать в форме обычного разговора. Взрослые должны помнить, что ребёнок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните ребёнку, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребёнок, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Также старайтесь делать акцент на безопасности, а не на потенциальных угрозах, избегая ярких и эмоциональных деталей, которые только нагнетают страх. Кроме того, психологи советуют не отчитывать и не наказывать ребёнка, если он по незнанию подверг себя опасности. Вместо криков и угроз нужно сесть и спокойно объяснить, почему этого делать нельзя.
Почему разговоры родителей с детьми о том, чтобы они не доверяли незнакомцам далеко не всегда действуют? Какие ошибки родители совершают?
Дело в том, что в основном родители рассказывают детям о том, что нельзя уходить с незнакомцами. Однако в критических ситуациях ребёнок это просто-напросто не вспомнит.
Во-первых, он испугается.
Во-вторых, он всё равно сначала пойдёт с чужим человеком. А потом, когда поймёт, что нельзя этого делать, он уже будет напуган тем, что согласился пойти с незнакомцем. Поэтому страх в этот момент приводит к тому, что дети забывают обо всех словах. Нужно не просто рассказывать, но и проводить с ребёнком практические занятия.
Какие, на ваш взгляд, можно провести практические занятия?
К примеру, родителям можно попросить своего знакомого, которого не знает их ребёнок, подойти на улице к нему и условно скажет: «Меня прислала за тобой мама».
Это нужно для того, чтобы ребёнок на примере участвовал в этом процессе и понял, что нельзя уходить с незнакомцами. Также подобная практика покажет детям пример того, как может складываться ситуация.
Некоторые дети считают, что преступники – люди в чёрной маске с пистолетом и страшные, однако это далеко не так.
Мы рекомендуем детям, когда что-то произошло, обязательно кричать для привлечения внимания. Но дело в том, что они боятся кричать на улице по той причине, что родители говорят о том, что «нужно вести себя хорошо» и «нельзя кричать, драться и вести себя плохо». В итоге, руководствуясь этими правилами, дети просто боятся закричать.
Когда мы проводим лекции, мы просим детей закричать всех вместе, и они делают это. Однако стоит попросить ребёнка в одиночку закричать «Спасите-помогите», то он уже не может сделать этого.
Поэтому и нужны практические занятия, которые помогут ребёнку на автомате действовать в критических ситуациях. В подобных случаях он будет помнить, как нужно действовать.
Еще одна очень важная тема: как правильно объяснить детям, чтобы они не лазили по стройкам и заброшенным зданиям, а также по вагонам поездов?
Здесь мы ничего не можем сделать. Мы не можем привести ребёнка на стройку и показать, что может случиться, если упадёшь и разобьёшься. На каком примере это делать?
В подобных ситуациях все вопросы – к строительным компаниям, которые должны ограждать строительные площадки. И здесь можно только рассказать, чем могут закончиться походы на стройку.
«Бегунки»: почему дети сбегают из дома вновь и вновь и что делать родителям
На сегодняшний день интенсивность жизни настолько высока, что даже в благополучных семьях смещён фокус внимания. Родители вынуждены работать, заботясь о благополучии и будущем своего ребёнка, при этом сам ребёнок уходит на второй план. В результате это порождает лишь недопонимание и конфликты, отчего ребёнок просто-напросто убегает из дома. В современных реалиях очень важно проявлять любовь, заботу и понимание по отношению к своему ребёнку, а также разговаривать с ним.
Зачастую дети, которые однажды сбежали из дома, повторяют этот поступок вновь. С чем это связано?
Чаще всего сбегают из дома дети и подростки в возрасте от 12 до 17 лет. И в большинстве случаев это происходит из-за конфликтных ситуаций, проблем в семье. На самом деле у нас есть дети, которые являются бегунками-рецидивистами. В основном это дети из неблагополучных семей или из детдомов.
Проводите ли вы профилактическую работу с детьми, которые уходят из дома повторно?
Профилактическую работу с такими детьми проводят инспекторы по делам несовершеннолетних и психологи. С ними работают специально обученные люди, и наша организация старается не лезть.
При этом бывают случаи, когда пропавшие дети пишут нам о том, что с ними всё в порядке и не нужно их искать, а также спрашивают о том, зачем их ищут.
В таких ситуациях мы можем поговорить с ребёнком и попытаться выяснить причину, по которой они сбежали из дома. Также мы можем подсказать, как ему вернуться домой, если он вдруг боится наказания.
Однако больше никакой работы мы стараемся не проводить, потому что с ними должны работать опытные психологи.
Бывает ли такое, что пропавшие дети становятся жертвами ДТП и об их судьбе становится известно от полицейских?
Если говорить о случаях, когда дети становятся жертвами ДТП, то таких очень мало. Были случаи, когда ребёнок убежал из дома и после этого попал под машину. Чаще всего подобное случается с детьми с особенностями развития. У них нет инстинкта самосохранения и они могут выбежать на дорогу.
Часто дети становятся жертвами преступлений и, к сожалению, их находят уже погибшими?
В Красноярском крае таких случаев мало, это единичные ситуации. Так, например, одна из пропавших девочек была найдена убитой. Еще был случай, когда девочка-подросток, убегавшая из дома раз в месяц, в результате покончила жизнь самоубийством.
Насколько часто родители сами обращаются к вам за помощью и просят провести различные лекции?
Нам поступают заявки не от родителей, а сразу от школ. Иногда родители пишут нам и просят провести обучение в классе, в котором учатся их дети. Если говорить о потерявшихся детях, то 50% заявок поступают от родителей, другая половина – от полиции.