«Уровень стресса у ребенка растет, если родитель в тревоге»: советы психолога, как вести себя при эвакуации

2022-01-19 14:00:44

На сегодняшний день психологический анализ показал, что родители беспокоятся, чем дети. Ребенок испытывает только технические проблемы, например, как добраться домой. Во время эвакуации кто-то потерял ботинок, кто-то был без ключей от дома, но в остальном каких-то жалоб или обращений в кризисную службу центра не было, сообщает психолог.

Что делать родителям в таких ситуациях, когда уже 4-ый день подряд в школах идут эвакуации, как им сохранять спокойствие?

«Вот уже 4-й день подряд в школах идут эвакуации, чтобы сохранять спокойствие родителям в первую очередь необходимо не добавлять негатива и не нагнетать эту ситуацию. Все родители волнуются и все надеются, что эта ситуация стабилизуется и дети снова начнут спокойно ходить в школу и получать образование. Мы не знаем, что будет завтра, в этом и есть вызов неопределенности, вызов современного мира, который нужно учиться как-то преодолевать и взаимодействовать с ним, находить какой-то внутренний ресурс. Это вызов для родителей – в первую очередь найти ту неопределенность и стабилизировать ее», – рассказал «ТВК Красноярск» Дмитрий Юрков.

Психологи анализировали ситуацию по поводу стресса у детей. Они реагируют на звуковые сигналы – звуки значительно повышают уровень стресса у детей, для них это действительно пугающий фактор. Если ту же эвакуацию проводят без звуковых сирен и без сопровождения – дети гораздо спокойнее это преодолевают, рассказал Дмитрий Юрков. Собственно, само поведение классного руководителя или учителя, который находится рядом имеет значение. Если он спокоен, если он говорит четкие и конкретные команды, понятные детям – все проходит хорошо.

«18 января была особенно сложная ситуация – двойная эвакуация. Детей сначала вывели, потом опять завели и по новой. Это кризисная ситуация, стрессовая и часто конфликтная, потому что иногда родители обвиняют администрацию школы, что детей не одели как следует. Просто у администрации школа другая задача – сохранить жизнь ребенку. У них нет задачи все эти нюансы учесть, хотя конечно каждая администрация школы стремиться добиться максимальной четкости и пунктуальности, чтобы соблюсти и учесть все интересы. Понятно, что не всегда что-то получается. Родители в том числе должны относится с пониманием, что педагоги тоже находятся в стрессовой ситуации. Потому что для них это тоже двойная нагрузка, нужно дать детям задание, проверить их, чтобы дети не выпали из образовательного процесса. Плюс им необходимо убедиться, дошли ли дети до дома – проверить все родительские чаты, получать от родителей обратную связь», – объяснил психолог.

Родителям необходимо правильно поговорить со своими детьми, чтобы они не волновались, чтобы слушались учителя, но сложность разговора в том, что это не пустая тревога. На самом деле такая ситуация действительно может произойти. Психолог провел беседу с детьми и проверил, что они понимают угрозу, при этом отметил, что родителям необходимо не фиксироваться на угрозе. Есть угрозы, но есть службы, которые занимаются вопросами безопасности. Поэтому и происходят эти эвакуации – чтобы обеспечить безопасность детей. Мы понимаем, если мы все будут делать все правильно – безопасность детей будет на высоком уровне и мы избежим каких-то негативных последствий, считает Дмитрий Юрков.

Однако, если эвакуации будут проводить ежедневно, будет ли решением проблемы уйти на дистанционное обучение?

 «Я как психолог просто не могу ответить на это – я не руководитель образования. С точки зрения прогнозов, мир не определен, может происходить все, что угодно. Родители должны быть готовы к изменчивости этого мира и находить в себе силы противостоять этим изменениям. Для этого необходим и внешний ресурс и внутренний, потому что происходить может все, что угодно. Мы понимаем, что мы живем в мире неопределенности, поэтому необходимо разговаривать с детьми – находить с ними связь. Потому что автоматической связи с детьми сейчас нет. Надо держать ребенка во внимании. Возможно такие ситуации – повод поговорить с ребенком про картину мира, что в нем происходит, объяснить, почему так может происходить. Обсудить эти вещи. Поговорить с детьми на те, волнующие их темы, о которых дети не говорят открыто, но очень переживают. Даже если мы не видим у ребенка открытого проявления стресса, возможно ребенок переживает, у него есть какие-то сомнения, вопросы. Уровень стресса у ребенка может только вырасти, если сам родитель находится в ситуации тревоги».

Если ребенок остро переживает эти ситуации, можно обратиться в центр ЭГО по телефону 8-800-700-24-04 – это телефон службы, которая может оказать экстренную консультативную помощь. Можно обратиться к школьным психологам. В каждой школе есть психологическая служба, которая может оказать обратившемуся ребенку помощь, советует Юрков.

Есть мнение, что такие инциденты могут вызвать отторжение от учебного процесса, однако психологи считают, что отторжение может вызвать любое негативное действие, если оно фиксируется и корится. Если мы минимизируем эту ситуацию, то есть не будем делать виноватой школу – отторжения не будет:

«В данном случае школы точно не виноваты, она просто явилась объектом этого воздействия, но она не является его причинной – это важно понимать, чтобы у ребенка не произошло той связи, что школа виновата в том, что с ним происходит что-то не так».

Необходимы ли школе, как институту, инструкции от психологов?

«Я думаю, что конечно да. Так как еще нет каких-то методических рекомендаций, но возможно они появятся в ближайшем будущем. В ближайшее время работа с педагогами и коллегами-психологами будет максимально усилена. В самое короткое время будет готов продукт, который мы сможем тиражировать и делиться опытом», – уверяет Дмитрий Юрков.

Психолог обратил внимание, что родителей волнуют другие проблемы, несвязанные с эвакуацией, например, зависимость от гаджетов и конфликт по поводу исключения ребенка из класса за агрессивное поведение.В первую очередь всем родителям необходимо сохранять спокойствие, не нагнетать обстановку и все дети будут переживать все гораздо легче. Если мы не можем повлиять на ситуацию – мы должны постараться ее не ухудшать, советует Дмитрий Юрков.