Фото: ТАСС
Сергей Соловьев – умер от сердечного приступа. Об этом сообщил РБК со ссылкой на ВГИК. Он был одним из ярких режиссеров на стыке советской и постсоветской эпох. Больше всего зрителям он запомнился фильмом «Асса». Также среди известных работ режиссера – «Асса», «Нежный возраст», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Сто дней после детства», «Дом под звездным небом» и другие картины.
Многие зрители выросли на этих фильмах:
Коллеги и ученики запомнили САСа – именно так они называли Сергея Александровича Соловьева – как жизнерадостного и веселого человека, с которым было интересно беседовать обо всем, а работа с ним превращалась в праздник.«Сергей Соловьев умер. Как часть жизни ушла. Обожала его фильмы и заложенную в них энергетику. Очень мой режиссер, очень. Весь. Все искала в своём телефоне, там была у меня одна фотография его, сняла в профиль, стояла недалеко, не удержалась тогда. Я прибежала в Дом кино на последний его фильм «Ке-ды», по-моему, был Московский кинофестиваль, и был показ. И Соловьёв пришёл представлять свою премьеру. На улице стояли, я его рассматривала близко, я не была с ним знакома, никогда не сводила судьба, никогда не общалась лично, но мне всегда казалось, что он как будто очень свой, родной и близко знакомый. И вот сняла его и хранила тот снимок, пролистала, не нашла», – вспоминает журналист Арина Бородина.
«Пожалуй, не передать, как не объясняй, что была для нас "Асса". Особенно, когда ты смотришь и слушаешь ее летом 1988 г. в увольнении, в душном кинотеатре, черт его, не помню, как зовут на какой-то там -атой улице Амурской (а их в Омске десятка два). И полуфинальный мотив, запиленный голосом Жанны и живой Цой на экране. Что-то в мире, похоже, меняется в лучшую сторону. Но тебе к отбою в роту и до всего разноцветного еще 12 месяцев черно-белого кино», – делится исполнительный директор АНРИ Сергей Лапенков.
«"Нежный возраст". Я когда-то (давно) нагло заявлял, что вот это кино про меня. Врал, наверное. Сейчас уже, кажется, что врал. Хотя настроение. Хотя взгляд. Хотя эпизоды. Не знаю. Все равно про меня, наверное, хоть и не так, как думал раньше. И красивый он до невозможности. "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" – кино какой-то невероятной надежды. Альтернативка, в которой вот-вот закончится (а может, и уже закончилась) та гражданская, про которую поет Гребенщиков в "Поезде", и сейчас мы все, наконец, заживем по-божески. Ничто этому не может уже помешать», – пишет журналист и продюсер Дмитрий Захаров.
«"Асса" – это огромная часть моей юности, я смотрел этот фильм раз тридцать. Он тоже, казалось бы, про "перестройку", но в итоге оказалось, что это был диагноз, и весьма точный. Бандит Крымов там убьет Бананана (то есть, грубо говоря, "братки" и "папики" задушат романтиков, молящихся на БГ), а потом самих "братков" и "папиков" задушит "контора". А фильм 1987 года, вот ведь. Вообще Соловьев – это как бы наш Кустурица: умеющий и классику, и драму, и абсурдистское цыганское веселье, в духе его "Чёрной розы", и все того же «Дома под звёздным небом», похожих сразу и на «Аризонскую мечту» и на «По млечному пути» Кустурицы.Сергей Александрович. Поклон за нашу юность. Вы хотели, как лучше. Получилось как получилось», – рассказывает публицист Захар Прилепин.
«Его даже не хочется называть Сергей Александрович, потому что он был такой молодой, неугомонный совершенно, замечательный был человек», – поделилась народная артистка Людмила Савельева.
Фото: РИА Новости
«САС – один из лучших. Он не раз поддерживал меня в минуты моих поражений, я всегда поддерживала его. Я не сразу оценила “Ассу”, каюсь, в момент выхода фильма я не была очарована и прибита им так, как многие. Может, я уже была старше того поколения Ассы, а может, наоборот, моложе. Ассу я оценила гораздо позже, и увидела в ней не только предчувствие перемен, но и важнейшую концептуальную идею разности людей и смыслов. Ведь и сам САС – торжество разностей! Он сам по себе “Ноев ковчег”: в нем уживаются не просто разные жанры, а абсолютно противоположные! И везде он искренен, везде настоящий, везде – он», – сообщила журналист Ксения Ларина.
Также Соловьев очень любил молодых актеров, относился к ним с уважением.
«Он был веселый, жизнерадостный человек. Замечательно общался со съемочной группой. Это были не съемки, а праздник. Очень любил молодых актеров», – рассказывает оператор Сергей Мальчинский.
«А он относился к нам абсолютно на равных и абсолютно с уважением. Он всей съемочной группе сказал, что вот эти ребята на съемочной площадке, они здесь главные и всем, пожалуйста, относится с огромным уважением к ним. Это привело в некоторое замешательство осветителей и прочих рабочих, но, естественно, воля режиссера – это закон. И нам он сказал: “Ребята, это наш общий фильм, мы вместе его делаем, поэтому все, что вы придумаете на площадке, мы все в фильме осуществим”. И так оно и было. Все, что мы придумывали, все входило в кино. Это отношение на равных. Он очень был демократичен в хорошем смысле это слова. Он никогда не довлел ни над кем», – вспоминает рок-музыкант Сергей Рыженко.
Отметим, Сергей Соловьев в 1976 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1993 – стал народным артистом России. В 2005 режиссер получил орден «За заслуги перед Отечеством» – за большой вклад в развитие культуры и искусства, многолетнюю деятельность. Фильмы Соловьева ни раз получали награды кинопремий, в том числе «Станционный смотритель» в 1972 г. Выиграл Гран-при Венецианского фестиваля. В 2016 Соловьева наградили за вклад в мировой кинематограф на Московском международном кинофестивале.