Новогодние салаты подорожали: во сколько россиянам обойдутся оливье и селедка под шубой?

2021-12-08 14:00:43

Огурцы, селедка, горошек, картофель, морковь, свекла, яйца, колбаса, лук, майонез. Это составляющие двух самых популярных салатов в России. Ни один новогодний стол не может обойтись без оливье и селедки под шубой. Но за год подорожали почти все ингредиенты этих салатов, начиная с майонеза, заканчивая картошкой, стоимость которой увеличилась почти в 2 раза. Почем нынче салаты?

Теперь оливье, самый главный новогодний салат, на четырех человек будет стоить 416 руб. По данным Росстата, это на 15% больше, чем в 2020. За год подорожали все ингредиенты оливье. 

Минимальный рост в 9% был у горошка и вареной колбасы. Овощи, яйца и майонез показали более серьезный ценовой скачок. Картофель подорожал почти на 80%, морковь – на 41%, репчатый лук – на 33%, майонез и яйца – на 28%. 

С селедкой под шубой ситуация аналогичная. Этот салат на порцию для 4 человек обойдется в 209 руб. – это на 25% больше, чем в прошлом году. Меньше всего подорожала сама селедка – на 11%. Свекла – на 40%. Остальные ингредиенты повторяют состав оливье, поэтому так сильно и выросла общая цена за блюдо. 

Изображение: «Известия»

В торговых сетях говорят, что на многие продукты цены росли целый год, а поставщики постоянно обращались в магазины с просьбами увеличить стоимость товаров. 

«Практика этого года – это регулярное повышение цен, запросы на повышение цены от поставщиков и производителей. И в принципе этого объяснимо. Мы постоянно мониторим цены на рынке у поставщиков и видим, что есть объективные причины, почему ценники повышаются. В это ценообразование, конечно, свою значительную лепту внесла логистика, благодаря которой подорожало и сырье, корма, на которых взращивается мясо. Плюс еще и уровень инфляции, который в этом году бьет все рекорды, тоже дали о себе знать», – пояснила Таисия Голубева, PR-директор ГК товаров «Красный Яр».

Большинство ингредиентов что в оливье, что «шубе» – это овощи. Потому одной из главных причин подорожания эксперты называют неурожай этого года. Летом в части регионов была засуха, поэтому, например, картофель уродился мелким. Некоторые аграрии тратили деньги на орошение, что тоже увеличило себестоимость продуктов. В других регионах, наоборот, не хватило тепла в период созревания овощей. Затем осень принесла с собой дожди, и это сказалось на сборе овощей – сроки сдвинулись. Из-за всего этого аграрии были вынуждены поднять цены, чтобы не работать себе в убыток, говорит гендиректор агропромышленного холдинга «Огород» Сергей Матяш. 

«В среднем себестоимость картофеля выросла с 3 руб. до 12-15. По овощам по-разному. В среднем, от 6 до 12-15 руб. в зависимости от вида продукции и урожайности. Почему-то овощи у нас должны стоить одну и ту же цену 15 лет, когда все вокруг дорожает в разы и десятки раз. Но чудес не бывает. Либо мы должны существенно увеличить государственную поддержку по этим направлениям, либо тогда должны привыкнуть к тому, что овощи тоже будут дорожать».

Во всем виновата пандемия – многие эксперты высказывают и такое мнение. Пандемия коронавируса вообще стала универсальной отговоркой, когда речь заходит о подорожании. Бесспорно, из-за ковида увеличились издержки производителей, изменилась логистика, что спровоцировало рост цен во всем мире. Но маркетолог Дмитрий Полуянов уверен, что бессмысленно винить во всем пандемию, ведь проблемы с подорожанием продовольствия в России были и до ковида.

«У всех производителей подорожала себестоимость. Если говорить о производителях мясных изделий, то выросла закупочная цена на мясо, рост у них основной – существенное повышение стоимости упаковки. Такая же составляющая упаковка – и в майонезе, и в горошке. Причины у всех разные. Ссылаться, что это общий тренд на повышение - возможно. Пандемия внесла свои поправки – обязательно, но все-таки  у каждого товара и ингредиента есть свои причины, вес которых 50 или более процентов», – сообщил Дмитрий Полуянов, маркетолог, эксперт розничного рынка

В Минсельхоз уже подготовили меры, которые должны притормозить подорожание продуктов хотя бы в следующем году. А с нынешними ценами россиянам пока придется смириться. Но вряд ли в Новый, 2022-ой, год мы войдем без оливье и селедки под шубой. Чего бы это ни стоило.