Фонд «Подари жизнь» предоставит средства на организацию в Красноярске центра детской трансплантологии костного мозга. Это будет сибирский центр, но он в том числе должен обслужить и близлежащие регионы, рассказывает Чулпан Хаматова.
«Например, на маленькую Германию таких центров 40. А в России – только в Москве, Петербурге и наш первый проект в Екатеринбурге. Сейчас из 1200 детей только 700 получают возможность трансплантации из-за того, что для остальных просто не хватает коек. Это жутко, несправедливо, так не должно быть. Поэтому, чтобы разгрузить Москву и Питер, мы в фонде много лет назад поняли, что нужно идти в регионы. Нужно подталкивать регионы, чтобы и здесь был высокотехнологичный, оборудованный, с обычными врачами центр трансплантации. Это оказалось не так просто, потому что не все регионы были готовы и не все врачи хотели: “Нам это не надо, мы этого не хотим, для этого надо много учиться, затрачивать сил, времени и средств”. Я очень рада, что Красноярск оказался не из таких – врачи захотели».
Чулпан Хаматова говорит, что благодаря фонду красноярские доктора 5 лет обучались в московской клинике. Сейчас, когда есть база готовых к работе врачей, в отделении начинается ремонт, чтобы построить центр: завести и внедрить высокотехнологичное тяжелое оборудование. Именно это оборудование, которое не покупает государство, закупит «Подари жизнь», добавляет президент фонда.
«Инициативность и открытость края очень важна: если бы врачи не захотели, мы бы сюда никогда не пришли. Но и важную роль сыграло внимание и отзывчивость местной власти, которая тоже поняла, что это нужно делать. Красноярский край сможет обеспечить не только себя, но и близлежащие регионы. Потому что не надо ехать в Москву – дети должны лечиться дома. К ним должны приходить друзья, бабушки и дедушки, а не уезжать, рвать связи и тосковать там».
Чулпан Хаматова уверена, центр будет помогать и семьям, потому что процент их сохранности зависит и от близости отца.
«Когда мама уезжает на полгода в другой регион, это большие риски, что семья не воссоединится: папа уходит и мама остается одна. Грустная статистика, но это так. А если ребенок, мама и папа рядом, цифры меняются. Это сильный революционный момент для Красноярска – меняется система. Это не прописано и не внедрено в Министерство здравоохранения. Сейчас Красноярск в этом смысле пытается поменять систему, чтобы она развернулась лицом к человеку: пациенту, родителю и ребенку».
Президент фонда объясняет, что систему они будут меня постепенно и сначала построят центр трансплантации.
«Мы децентрализуем ту медицину, к которой все привыкли: якобы лучшие врачи в Москве. Нет, лучшие врачи здесь. Они также обучены, у них такое же оборудование, такие же лекарства. Местному бизнесу тоже очень важно подключаться. Здесь есть фонды, которые помогают детям, болеющим раком. Чтобы это не выглядело, как кучка сумасшедших, которые пришли и говорят, что все поменяют. Это для края невероятно прорывной момент».
В финансовой части в организации центра большую часть сейчас на себя берет местная власть: она будет ремонтировать отделение, говорит Чулпан Хаматова. А вот в закупке оборудования она надеется на федеральный бюджет.
«Такие обещания частично есть. Но то новейшее оборудование, которое еще не входит в госрегистр, будет брать фонд. То сеть такая помощь должна быть постоянной: не просто построить, закупить и привести детей.
Еще один вопрос нового шага и ломания системы – вопрос квоты на лечение. Ее должны получать не только красноярские дети. В Екатеринбурге удалось сделать так, чтобы квота досталась и детям из близлежащих регионов. Это сложно. Разрабатывать такую систему будем все вместе: власть, фонд и общество.
На сроки открытия центра у нас очень оптимистичные прогнозы – следующее лето».
Народная актриса рассказывает, что ей в деятельности всегда приходится идти на неприятные компромиссы, в том числе с властью.
«Если ты хочешь что-то сделать, ты идешь на них. Даже если ты хочешь приехать на фестиваль, ты идешь на компромиссы. Например, я не люблю давать интервью, но мне приходится это делать. Но на неприятные, после которых ты не можешь на себя в зеркало смотреть, – на такие компромиссы я не иду. Сегодня невозможно быть вне политики. Если ты вне ее, значит, ты в берушах и закрытой повязке. Но идти в политику я никогда не хотела и никогда не собиралась».
В сторону актрисы было много хэйта из-за вида на жительство в Латвии. Чулпан Наилевна говорит, что это было очень много лет назад. В это место она влюбилась.
«Там запрещены заборы и все подчинено природе. Уникальное место, придуманное влюбленным в эти леса и озера человеком, который там родился и хотел сохранить в природной неприкосновенности. Там строгие правила: не каждый может приехать и купить там землю. Я понимаю, что это выгодно и нужно размазывать для общественности, чтобы люди, которые прислушиваются ко мне в чем-то, перестали это делать. Я никогда не жила там, но я обожаю это место и там отдыхаю: в камышах, озерах, болотах. Это всегда летние приезды в лучшем случае на месяц. Мне не за что оправдываться».
В рамках «Театрального синдрома» народная актриса участвует в спектакле Театра Наций «Горбачёв» и играет жену известного политика Раису Максимовну.
«Михаил Сергеевич – Личность с большой буквы. Он сам был на допремьерных показах. остался доволен, следит и волнуется, как у нас продаются билеты. Мы периодически с ним созваниваемся, и я желаю ему большого здоровья».
Пьесу про человека, который встряхнул Россию, написал не россиянин, а латыш Алвис Херманис. Чулпан Хаматова считает его очень талантливым человеком.
«У него есть какая-то интуиция. Например, поставить спектакль "Рассказы Шукшина", который гремит до сих пор по всему миру, было решением Алвиса, который пришел и предложил ставить. Все сначала немножко удивились, ведь с Шукшиным были другие ассоциации.
Пьесу «Горбачёв» драматург не совсем написал. Он скорее ее смонтировал из всех доступных источников: интервью, книги, воспоминания. Это спектакль про любовь двух человек. Про небывалую любовь, свидетелем которой являлась вся наша страна. Мы все видели, как они держались за руку, как они тянулись друг к другу. И мы до сих пор видим, когда Михаил Сергеевич начинает говорить о Раисе Максимовне, у него увлажняются глаза. Столько лет прошло, и, казалось, эти чувства должны были подуснуть и подутихнуть. Но это не так.
На первом показе перед Михаилом Сергеевичем мы чуть не умерли. Играть его жену для меня было экзаменом на стрессоустойчивость. Я себя не чувствовала, у меня темнело в глазах, но нужно было собраться и играть».
Почти 2 года назад скончалась Галина Волчек – бывший художественный руководитель театра Современник, в котором Чулпан Хаматова проработала много лет.
«Без нее все другое. Она была сердцем этого театра, и без нее он просто другой. Это не хорошо и не плохо. Сейчас художественный руководитель Виктор Рыжаков. Я желаю «Современнику» процветания, но Галину Борисовну заменить невозможно».
Актриса делится, что сейчас она не сможет выбрать между театром и фондом.
«Я не могу это разделять. В детстве мои дети говорили, что мама работает в фонде, потому что это всегда было внутри семьи. Но сейчас они знают, кто я и с другой стороны».
Чулпан Хаматова признается, что силы идти дальше ей придают вера, надежда и любовь.
«Вера в то, что получится, пусть не сразу и не с первого года. И, конечно, люди, которые вокруг. Меня подпитывают люди. Если я начинаю прихрамывать, меня подхватываю друзья и просто незнакомые, зрители. Мне кажется, это нескончаемый обмен энергией, который всегда будет восстанавливаться».
Напомним, в Красноярск приезжал народный артист России Владимир Машков для прослушивания молодых артистов в театральную школу Табакова. Руководитель театра рассказал «ТВК Красноярск», почему он считает город центром Сибири, как стать артистом и об участии в политических процессах.