Реставрация заброшенного храма в селе Барабаново: «Неравнодушные»

2021-07-24 18:00:38

Совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова: «Неравнодушные». В нём Красноярцам рассказывают истории о местных культурных и инициативных деятелях, которые живут рядом с нами.

В новом выпуске Наталья Кечина рассказывает про реставрацию храма в с. Барабаново. Там священник около 8 лет восстанавливает церковь на деньги благотворителей. Государство не финансирует работы, хотя храм его собственность со статусом «объект культурного наследия».

В 2015 г. прошла первая за 90 лет божественная литургия в церкви маленькой д. Барабаново. Этот храм возвели в 1857 г., он сохранился до наших дней. Однако подавляющее большинство всех произведений деревянного церковного зодчества в России уничтожены. Аналогичная участь постигла бы и Барабановскую церковь, если ей не занялся 8 лет назад священник Алексей.


Алексей Язев, 47 лет. Незаконченное юридическое высшее образование, студент семинарии. Священник, настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабаново. Женат, 4 сына.


В Барабаново проживает чуть больше 100 человек. Деревня находится в 60 км от Красноярска, но в непроходимом направлении. Приезжие в ней появляются редко. Обычно это те люди, которые хотят посетить историческую церковь.

Причем в нее приезжали, даже когда не было ступенек, алтаря и казалось, что потолок может рухнуть в любой момент. Люди сами вешали иконы на стены и молились. Священники считают, что этот храм – особое место силы, поэтому паломники приезжали в нее за тысячи километров.

«Знаю супругов, которые приезжали в храм раза 3-4. У них не получалось сделать ребенка и после посещения церкви в семье появился мальчик. Слава Богу за все! Параскева Пятница услышала их молитву», – поделилась паломница их Мордовии Марина Брюнина.

История разрушения церкви, построенной 264 года назад, созвучна с историей гибели всех храмов в России. В 1937 г. колокола сбросили. Старожилка этих мест рассказывала, что парни выкинули иконы из храма, а девушки сшили из церковных риз юбки.

Позже из церкви сделали клуб, потому машинно-тракторную станцию и зерносклад. Священник Алексей Язев говорит, что храм полностью обесчестили:

«Когда я первый раз переступил ее порог, то она являла собой печальное зрелище. В храме справляли нужду, жгли костры, ночевали и употребляли наркотики. Я видел, как местные байкеры пиво пили, писали они на колокольне, а сидели всегда в алтаре. Церковь несколько раз горела, но ее тушили местные жители».

Храм мог в любой момент рухнуть, поэтому к ресторации нужно было приступать немедленно, рассказал священник. Он считает чудом, что сохранилась церковь сохранилась и роспись внутри нее.

«Росписи делают храм уникальный. Живописи на деревянных храмах нет за Уралом. Специально на дерево наклеивается паволока и по ней рисуют живопись.

Это очень наивная провинциальная живопись. Но суть в том, что именно она уникальна. Такой нет в других местах. Это та самая «бомба», которая взрывает сознание даже неверующих людей», – пояснил священник, настоятель церкви св. Параскевы Пятницы в д. Барабаново.

У Алексея Язева до Барабаново был большой опыт реставрации. Священник имеет корочки епархиального древлехранителя с правом профессионально заниматься сохранением памятников, храмов, книг и икон. Однако реставрация дерева сложнее, чем камня или других материалов, говорит Язев. Потому что легко можно испортить, а важно – сохранить аутентичность, даже в самых неожиданных, для современного человека, деталях

«При реставрации мы заложили отсутствие здесь электричества. Его здесь не будет. А зачем? Реставрация – это воссоздание на определенный момент – в нашем случае середина 19 века. Зачем здесь нужно электричество? Мы ждем пока рассветет. Иначе не служим. Отопления тоже нет. Старые иконы сохранились, потому что древние храмы не отапливались».

Алексей Язев часто ездил на учебу в Москву. Там она познакомился с Андреем Бодэ – самым известным российским архитектором, занимающимся уже четверть века деревянным храмовым зодчеством. Московский специалист каждый шаг реставрации храма в Барабаново контролирует дистанционно. Однако самая большая проблема в восстановлении церкви – отсутствие финансирования.

«Когда я пришел сюда в качестве настоятеля, то думал, что покажу влиятельным людям красивые кадры и они профинансируют работу. Например, Росгидра или компанию, связанную с алюминием. Но мы оказались никому не интересны. До сих пор у нас нет ни одной копейки государственных денег. Хотя храм – собственность государства. Памятником культуры его тоже признало государство».

Статус храма «объект культурного наследия» иногда только вредит реставрации. Потому что работы на таких объектах сопровождаются огромным количеством разрешительной документации, а каждая «бумажка» стоит денег. Например, первый проект по замене кровли и стяжки стен состоял из шести документов и стоил 180 тыс. руб.

Священник признается, что на одном из этапов работ у него опустились руки. Он хотел просить, чтобы с него сняли послушание. Однако ему позвонил Александр Шестаков [реставратор старинной мототехники и байкер] и сказал, что он готовы помочь. Тогда байкеры и взялись за дело.

Александр Шестаков в своей мастерской отреставрировал старинный колокол, который пролежал под землей где-то под Самарой почти 80 лет. Благодаря байкерскому клубу в церкви появились все 7 колоколов, включая главный Благовест. Байкеры теперь постоянно помогают, либо финансами, либо руками. А Александр Шестаков стал духовным старостой.

«Я считаю, что наш храм уникальный, потому что у нас единственный, наверное, в мире некрещенный церковный староста Александр Шестаков», – поделился священник Алексей Язев.

Настоятель церкви ранее был байкером и реставратором мотоциклов. Еще он блогер. У Язева есть страничка в Facebook с тысячами подписчиков и в Instagram. Священник каждый день выкладывает посты. Иногда просит о финансовой помощи, и переводы ему шлют подписчики со всей страны. Алексей подробно рассказывает на что тратятся деньги, и делится последними деревенскими новостями.

Недавно Алексей Язев вернулся из Калининграда с всероссийского конкурса «Арх-наследие». Он рассказал, что они там были единственные селяне, представившие проект реставрации памятника архитектуры – церкви. Жюри с главным архитектором России Николаем Шумаковым прониклись их работой. Они даже ввели специальную номинацию – «за частную инициативу реставрации храма и сохранение среды» – чтобы наградить барбановцев.

«Главный архитектор спрашивает у меня: "кто тебе денег дал? Как вы Москву подключили?". Я отвечаю, что это Бог.

Я сам не знаю откуда берутся деньги. Тут совершенно фантастические события происходят».

Священник называет себя попом-сантехником, потому что все свободное от служб время занимается хозработами. Самое главное – опоры, отводы, кровлю храма сделали. Однако это малая часть всех нужных работ. Алексей уверен, если «всем миром» взяться за реставрацию, то все получится. если взяться, то все получится.


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.