«Потеряны и не найдены»: как в Красноярске ищут детей, пропавших 10, 20 и даже 30 лет назад

2021-06-18 12:00:49

По данным Следственного комитета на май 2021 г., в Красноярском крае и республике Хакасия в федеральном розыске находятся 53 ребенка. Они пропали без вести 10, 20 и 30 лет назад. В ведомстве находится 46 уголовных дел. Сроки их расследования ограничены, некоторые уже приостановлены, однако детей до сих пор ищут, ведут активную работу, чтобы установить их местоположение, проводят различные экспертизы.

В 90-е в Красноярском крае пропали 7 детей, которых не нашли до сих пор. Самая частая причина исчезновения – «ушел из дома».

Однако есть случаи, когда ребенок исчез вместе с родителями. Например, в 1994 г. пропала Юлия Быкова. Девочке было всего 4 года, когда ее семья уехала из Свердловского района Красноярска. Никто не знал, куда поехали родители с маленькой дочкой. Девочка пропала, о родителях ничего неизвестно. Аналогичная ситуация произошла с Илоной Викулиной – в 1998 г. ей было 6 лет, ее семья исчезла из квартиры на Московской, 8.

Как «ТВК Красноярск» сообщили в СК, в случаях, когда ребенка вывозят за пределы края родители, либо один из них, уголовные дела не возбуждают, так как нет оснований. Тем не менее, поиски детей продолжаются.

Были истории, когда 16-17-летние девушки уходили на дискотеку в местный клуб, и с тех пор их больше никто не видел. В 1999 г. так произошло с Марией Трофимовой. Поздно вечером она вышла из богучанского Дома Культуры и пропала. Подобное случилось в Енисейске – на вечеринку ушла Анастасия Кириченко, больше о ней не было вестей. Девушка исчезла летом 2000 г.

В 2000-х в Красноярском крае пропали 23 ребенка. И так же основной причиной исчезновения был уход из дома. Среди них есть случаи, когда дети не просто выходили погулять и не возвращались, а, например, шли на учебу, но на занятиях не появлялись. Так произошло с Валей Тюменцевой. 1 сентября 2001 г. девушка не пришла на День Знаний в Таймырский колледж. Куда она отправилась – никто не знал. Девушке было 16 лет.

Кроме того, в начале 2000-х участились случаи, когда подростки пропадали на трассе. Например, в 2003 г. 17-летний Сергей Гайдук ехал по автодороге в районе с. Межово. По неизвестным причинам, он вышел из машины и остался на обочине, с тех пор его никто не видел. А вот 16-летнюю Наталью Тимофееву в 2005 г. с остановки «Канский Кожзавод» увез тонированный ВАЗ темного цвета, и девушка пропала.

Несмотря на то, что дети исчезли более 15 лет назад, их до сих пор ищут волонтеры и полицейские. Конечно, спустя годы внешность пропавших изменилась, но специалисты составляют фото-прогрессии детей – это снимки, которые показывают, как потерянный много лет назад ребенок мог бы выглядеть взрослым человеком. Их делают на основе детских фотографий потерявшихся детей и их родителей. 

Также детей ищут по особым приметам: по шраму в 7 см. на правом бедре, ямочке на правой щеке, по родимым пятнам на разных частях тела, татуировкам или сильно выпуклой грудной клетке. Особенности пропавших детей волонтеры указывают в ориентировках.

Кроме того, следователи проводят поквартирные обходы по месту жительства или по месту его последнего пребывания, опрашивают родственников, соседей. Также следователи получают детализации телефонных переговоров, проверяют камеры видеонаблюдений и видеорегистраторы.

В 2018 г. пропал 6-летний Рамир Савельев. По решению суда, его должны были изъять у отца и передать матери. Однако ребенок пропал.

Были случаи, когда детей вывозили за пределы России их родители, а после о них не было никакой информации. Например, в 2015 г. пропали Абдурахмон и Омина Исмоилова. Они вместе с отцом уехали в Иран и исчезли. Абдурахмону на тот момент было 2 года, Омине – 5 лет.

4-летняя Марьям Санганова так же уехала со своим отцом, так же в Иран, и все случилось в тот же день, что и у Исмоиловых. Родственники они или нет – не уточняют.

В СК отметили, если один из родителей вывозит детей за пределы Красноярского края, он сам может быть розыске и находиться подозреваемым по уголовному делу. В таком случае уголовное дело об исчезновении не возбуждают. Однако детей продолжают искать.

Среди пропавших без вести детей были и те, кто ушел из социальных учреждений, реабилитационных центров, детских домов, интернатов. Так, в 2018 г. пропал 14-летний Сергей Матюшев. Он сбежал из красноярского реабилитационного центра «Росток», где оказывают социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации. Сергея до сих пор не нашли.

Во время поисков детей у родственников пропавших берут образец эпителия с внутренней стороны щеки – буккального эпителия. Далее назначают и проводят генетические экспертизы, получают генотипы и отправляют на проверку в федеральную базу геномной информации, где соотносят с генотипами неопознанных трупов. Кроме того, с помощью криминалистической техники следователи обнаруживают и изымают останки пропавших.

Например, в 2010 г. в Березовке пропала 16-летняя девушка. Оказалось, что она однажды ночью находилась у своего сводного брата в гостях. Он был пьян и изнасиловал девушку, затем он обмотал ей нос, рот, руки и ноги скотчем. На утро он нашел девушку без признаков жизни, а труп захоронил в подполье своего дома. Дело расследовали лишь спустя 9 лет.

Найдены. Живы.

Не все безвестные исчезновения завершаются смертью – это дает надежду родным продолжать поиски до конца. Волонтеры делятся такими историями.

В 1999 г. Юлии Гориной было 4 года. Она потерялась в электричке в Рязани, затем оказалась в роддоме, попала в приемную семью. А родители ее искали в Беларуси, но не сдавались до последнего – девушка вышла с ними на связь через 20 лет.

Есть еще одна – на вокзале в Киеве отец оставил без присмотра 4-летнюю дочку. Ее похитила пожилая женщина и увезла в Одессу. Девочка жила в подвале, не помнила своего имени. Ее настоящая мать продала дом и объехала всю Украину в поиске дочки. Спустя 9 лет случилась долгожданная встреча.

Главное, говорят волонтеры, чтобы родители быстро сообщали о своих пропавших детях, а не пытались искать их самостоятельно. Если оперативно подключить к поискам добровольцев и следователей, можно в короткие сроки отыскать ребенка и тем самым спасти ему жизнь, как было с 8-летним мальчиком, которого похитили в мае 2021 г. в Красноярске. Его сутки искали неравнодушные жители города и полиция, с воздуха, с воды и на земле. Нашли живым.

Волонтеры отмечают, что они будут искать пропавших до тех пор, пока не установят их местоположение. Они считают, что страшнее не найти ребенка вообще и быть в поисках всю жизнь, чем узнать о его смерти спустя какое-то время. Однако примеры встреч детей и родителей спустя годы разлуки – знак, что всегда есть шанс на счастливое завершение поисков.


Полный список пропавших детей с ориентировками можно посмотреть здесь

Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.

 

Последние новости

18.06.2021
Красноярское Шинное кладбище станет местом археологических раскопок
18.06.2021
«Рост цен на стройматериалы достигает 130%»: во сколько обойдется строительство загородного дома в пригороде Красноярска
18.06.2021
В правительстве Красноярского края рассказали о самых высокооплачиваемых вакансиях региона
18.06.2021
Отмена концертов и фестивалей: какие мероприятия в Красноярске не состоятся в июне
18.06.2021
В Красноярске дерево придавило машину: что делать, если пострадал ваш автомобиль
18.06.2021
В Красноярском крае ввели новые коронавирусные ограничения
18.06.2021
Екатерина Мень о ковидных ограничениях: «Все государства мира разговаривают с людьми на языке штрафов, запретов и слежек»
18.06.2021
«В панике глазами искала людей, но как назло никого не было»: под Красноярском мужчина пытался изнасиловать девушку