«Неравнодушные»: музей раритетных мотоциклов «Шестаков Реставрация»

2021-05-23 04:00:41

Остров Молокова, съемки фильма под рабочим названием «Дивизия». В кадре самая настоящая немецкая трофейная техника, а за рулем Михаил Шестаков, его сын, Александр, и их сотоварищ. Чтобы восстановить эти мотоциклы, Шестаковым потребовалось более 10 лет.

«С подобной машины, BMW-f35 1950 г., и началась наша коллекция», – рассказал Михаил Шестаков.

На этом мотоцикле Михаил Шестаков ездил по городу еще во времена СССР. Потом, когда в хозяйстве появилась «Победа», мотоцикл перекочевал в гараж. Там он простоял целых 11 лет. Позже отец и сын решили заняться восстановлением техники. Как им казалось – реставрацией. А когда они с гордостью показали плоды своих первых трудов европейским специалистам, те их просто обсмеяли.

«Нас критикой обложили по самое "не могу", потому что, как нам казалось, это была реставрация, а по европейским меркам просто ремонт. Мы использовали краски современные, блестящие. Нам казалось, что мы реставрируем, а оказалось, что мы ремонтируем. 

Он был на ходу, окрашен в какие-то дикие зеленые и синие цвета. Известные европейские реставраторы нам сказали: "ребята, вы для себя решите, либо вы занимаетесь реставрацией, либо бросаете это дело и не занимайтесь ерундой". С того времени мы посидели, подумали и решили, что хотим заниматься реставрацией», – поделился Александр Шестаков.

Реставрация оказалась делом дорогим и долгим. Ведь в каждом из 30 мотоциклов нет ни одной современной детали. Все аутентичное, с тех времен, рассказал Александр:

«Краски современные не подходят к нашим требованиям. Они не имеют необходимой матовости, которая была во время войны. Поэтому краску мы покупаем в Европе. У нас знакомый немец знает рецепт этой краски. Он в небольших партиях для реставраторов производит и продает ее».

Мотоциклы реставрируются иногда из хлама. Когда отец и сын узнали, что в одной из деревень у дедушки хранится древнейший мотоцикл Harley, они сразу поехали к нему, предвкушая скорое пополнение коллекции:

«С дедушкой цену обговорили. "Хлопнули" по рукам и спросили: "а где мотоцикл-то?". Он вывел нас в огород и сказал, что его нужно выкопать за картошкой. Дедушка был своеобразный человек. Harley сломался лет 30 назад. Он его разобрал по запчастям и просто разбросал по огороду».

Две недели Шестаковы копали дедушке огород, но смогли найти все сохранившиеся детали в состоянии металлолома. С некоторыми экземплярами было работать попроще, говорит Александр:

«Вот этот желтенький мотоцикл марки "Цюндапп". Он прошел всю войну и после войны его в г. Ачинск привез офицер советской армии. Он по городу катался до самой смерти. Мотоцикл бросили в огороде, он там лет 30 простоял. Когда мы купили его, он выглядел плачевно».

В музее 2 зала с гражданской техникой и с наиболее ценной военной трофейной. Это та техника, на которой воевали.

В другом зале представлена военная экипировка советских солдат и немецких.

«У нас образцы формы советского и немецкого солдата. Чтоб люди могли видеть разницу в обмундировании и в качестве ткани. Многие даже не знают, что во время войны немцев обшивала фирма Hugo Boss, которая ныне существует».

Также на видном месте фотография деда Александра Шестакова – Дмитрия Петровича. «Берлин 1945 г. Дмитрий Шестаков на трофейном мотоцикле "Цюндапп"». Похожий есть и в коллекции Шестаковых:

«Здесь номера уже нашего воскового подразделения. Это один из первых выездов его в увольнение. Можно обратить внимание, что на солдатах нет ни одного ордена. Комендант Берлина заставлял снимать все блестящие вещи. Потому что много было оставшихся снайперов немецких, и они наших солдат по блеску медалей могли вычислять», – рассказал Александр.

Возвращаясь к кино про войну. Когда создатели фильма обратились к Шестаковым с просьбой взять в аренду за отдельную плату трофейную технику, застраховать, перевезти в Москву. Шестаковы отказались от платы за аренду, потому что война – это святое. Однако позже они поставили свои условия:

«Такие условия нас не устраивают. Потому что на технику тратится большое количество средств и времени. Это наши руки, наши детища. Любое повреждение может вывести технику из строя полностью, а эти экземпляры настолько редки, что запчастей на них можно не найти никогда. Поэтому мы предложили, что находим натуру в г. Красноярске – это о. Молокова – туда их вывозим, сами садимся за руль и отрабатываем. Они согласились на эти условия. К нам приехала съемочная группа и реконструкторы».

Гражданская техника тоже удивляет. Легендарная «Ява» чешского производства – вожделенная мечта советского человека. На такой «Яве» герой Миронова гонял в легендарном фильме «Бриллиантовая рука».

«Здесь коляска очень красивая. Она сделана из пластикового волокна. В то время чехи обладала технологией производства – стеклоткани. Если на "Урале" она была чисто металлическая, то на "Яве" она сделана из стеклоткани. Забираться было проблематично из-за высокого борта, но сидеть было очень удобно, можно было ноги вытянуть».

Отечественный автопром тоже представлен мотоциклом «Урал». Оказывается, что их выпускают до сих пор. Эти мотоциклы пользуются популярностью в Америке

«Урал – единственный мотоцикл в мире, который серийно выпускается с коляской. Американцы их сильно любят. У них даже есть клубы любителей "Урала", но стоит он там тысяч 20$. Они тюнингуют фарами, обвешивают его. Это называется "русский мотоцикл"».

С времен СССР поменялось многое, в том числе соотношение цен автомобиля к приличному мотоциклу.

«"Ява" с коляской и "Урал" стоили одинаково – 1250 руб., а машина – 3-4 тыс. руб. Сейчас мотоцикл зачастую стоит дороже автомобиля, поэтому он считается роскошью. Его так не используют как раньше. А раньше в деревне нагрузил картошкой, дровами и поехал, а сейчас это дорогое удовольствие».

Мотоцикл Harley-Davidson – украшение коллекции. Это первый Harley, который появился в нашем городе, а привез его бывший губернатор Александр Хлопонин. Александр Геннадьевич в свободное время катался на нем по городу.

«У него комплектация была максимальная. У него тюнинга, вот этих фишечек хромированных, стоит столько, сколько максимально было возможно поставить в то время. Сейчас с этим проще стало, но тогда, все, что могли, все хромированное на него поставили».

Желающие приобрести Harley-Davidson Хлопонина появлялись неоднократно:

«Мотоциклу, во-первых, уже 18 лет. У него минимальный пробег, и он юбилейный. Его выпустили к 100-летию марки. Я думаю, что с таким пробегом, в таком состоянии, такого мотоцикла в мире, наверное, больше не существует».

Помимо главного увлечения Шестаковы вкладывают достаточно много средств в благотворительность. Они помогают восстанавливать церковь в Барабаново. При этом оба Шестаковых даже не крещенные, но это для них не про религию, а как в случае с мотоциклами – про историю и память.

«Я человек нерелигиозный, но к этому объекту мы подошли с точки зрения восстановления архитектуры. Потому что я считаю, что без прошлого нет будущего. Поэтому все объекты, связанные с историей, нужно беречь и охранять».

По словам Александра Шестакова, музей – убыточное предприятие. Это в каком-то смысле вложение денег, потому что с годами такая техника стоит все дороже. Однако это про любовь, которая цены не имеет, даже в конвертируемой валюте.

«Нам это нравится. Мы этими болеем. Это мужская игрушка. Мальчики выросли, игрушки остались, но только подорожали. Нам нравится из кучи металлолома через 10 лет получать готовый экземпляр. Когда мы заканчиваем очередной мотоцикл, мы ставим его перед собой и часа 2 сидим на него любуемся. Потому что это многолетний труд».


Напомним, другие выпуски проекта «Неравнодушные» вы можете посмотреть здесь.


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.