«Что делать, чтобы ребенок не шел мстить?»: реакция красноярской общественности на стрельбу в Казани

2021-05-16 18:00:45

Сейчас в гимназии №13 установили устройство на входе, которое дистанционно проверяет температуру тела. В последующем разработчики данной системы хотят, чтобы здесь еще была идентификация личности. Однако и без идентификации личности учеников и преподавателей этой элитной гимназии в Академгородке охраняют на совесть. Две металлорамки, турникеты, видеонаблюдение, тревожная кнопка, охранник. А несколько дней назад контроль усилили вооруженной сотрудницей полиции. Дальше порога корреспондентов «ТВК Красноярск» не впустили.

«Я считаю, что безопасность в нашей гимназии на достаточно высоком уровне. Мы надеемся, что наши дети и наши сотрудники в безопасности», – считает заместитель директора гимназии Анна Кириченко.

Родители учеников гимназии №13 – люди обеспеченные. Они могут рублем поддерживать безопасность своих детей. Этого не скажешь о других общеобразовательных учреждениях. Для сравнения – обычная среднестатистическая школа №78 на правом берегу. Из набора для безопасности там – охранник на входе и условная тревожная кнопка с быстрым набором Росгвардии в сотовом телефоне, рассказывает завхоз Светлана Тюпкина:

«Если у нас какая-то тревожная ситуация, то есть кнопка "тревожное оповещение антитеррор". Сразу вся школа ее слышит. Также речевое оповещение о пожаре. «Антитеррор» мы, слава богу, пока не нажимали, только на тренировку. Тренировки мы проводим 2 раза в год».

Многие уже привыкли, что в основном учеников охраняет бабушка-вахтерша. Что может сделать пожилая женщина в случае вооруженного нападения? Разве что нажать тревожную кнопку. Так случилось и в Татарстане. Сопротивление казанскому стрелку Ильназу Галявиеву пыталась оказать вахтер. Она погибла, как и еще 8 человек. Уже давно и родители, и учителя, и эксперты говорят – в школах должна быть профессиональная охрана.

«Можно в качестве охраны заведений – детских садов, учебных заведений, больничных – пользоваться услугами Росгвардии. Я не могу сказать, что вооруженные люди в школах – это хорошо, но в случае подобных ситуаций они могут более мобильно среагировать», – считает преподаватель ОБЖ Константин Безруких.

Даже по закону в учреждениях, где учатся свыше 500 человек охранять детей должна Росгвардия или лицензированная охрана. В Красноярске этому требованию несколькоко лет, но деньги смогли найти только в этом году. Цена детской безопасности – 200 млн руб. Это тоже не панацея, а, может быть, даже и дополнительная опасность, уверена директор школы №10 Татьяна Казанова:

«Ну хорошо, мы сегодня до конца года поставим вооруженного человека? И что? А в этой среде у кого-то заклинило – кто больной, дома обиженный – и вот посмотрите, все эти ситуации они как раз показывают – везде дети ненавидят и идут мстить. Давайте взрослые, вывод делать. Что нам делать, чтобы ребенок не шел мстить?»

Действительно, разве дело только в охране, турникетах и металлорамках? Сюжет казанского «Колумбайна» схож с историей стрелка из Керчи. В 2018 г. Владислав Росляков устроил массовую расправу в политехническом колледже. Погиб 21 человек. Год спустя в 2019 г. в Благовещенске студент строительного колледжа Данил Засорин из охотничьего ружья начал палить по однокурсникам. Жертвой стал 1 человек. А ведь не доводить ситуацию до крайности могли бы те, кто вовремя заметил бы тревожные звоночки в поведении подростков. А это – работа психологов, педагогов и, конечно, функция родителей. Клинический психолог Инна Драчева рассказывает – подобных специалистов в России, не говоря о Красноярске, очень мало. Врачи в диспансерах редко тестируют на психиатрическую патологию, а психотерапевты, как правило, ставят диагноз, что называется, по глазам. Тем временем, количество пациентов с так называемым шизоаффективным расстройством растет. За последние 5 лет к специалисту обратился каждый десятый ребенок с подобной проблемой.

«Родители обращаются в бесплатную поликлинику. Что говорят в бесплатной поликлинике? Запишитесь к неврологу, ждите 4 месяца, запишитесь к тому, ждите еще 5 месяцев. Я не удивлюсь, если даже человек обнаружит у себя аффективные реакции и захочет медицинской помощи, он ее получит после того, как кого-нибудь прибьет. Система прогнила», – уверена Инна.

Может быть, дело в оружии, разрешение на которое так легко получил стрелок? Ильназ Галявиев владел ружьем официально. Документ он получил 28 апреля, после чего купил ружье Hatsan. Таким же орудовал Владислав Росляков в Керчи. Для получения лицензии, к слову, нужна целая кипа документов. Оружейное законодательство в России достаточно жесткое, говорит председатель общероссийской организации «Право на оружие» Вячеслав Ванеев.

«Для того, чтобы получить лицензию, вам нужно получить сначала справку из психдиспансера, наркодиспансера – на их основе выдается общемедицинская справка. Потом нужно пройти обучение – там 3 блока: юридическая часть, техника безопасности и основы медпомощи. Потом в тире инструктору показываете навыки безопасного обращения с оружием и навыки стрельбы. По итогу вы сдаете тесты и получаете сертификат о прохождении обучения», – рассказывает Вячеслав.

Прошел ли всю эту процедуру законно казанский стрелок и законно ли ему выдали разрешение? Вряд ли. На учете в психоневрологическом и наркодиспанесере Галявиев не состоял. Однако на допросе выяснилось – у него выявили атрофию головного мозга. Он не раз с начала 2021 г. обращался за помощью врачей из-за сильных головных болей. Близкие же замечали вспыльчивость и агрессию в его поведении. Почему не приняли меры? Сказать сложно.

Трудно понять и то, что же делать, чтобы события в Казани, Благовещенске, в Керчи, в Нарьян-Маре, где мужчина пробрался в детский сад и зарезал 6-летнего мальчика, не повторились. Факторов много. И легкое получение лицензии неуравновешенным студентом, и решение вопросов безопасности только после подобных трагедий.

Возможно, если бы родные вовремя заметили странное поведение сына, а прохожие, увидев, парня с ружьем на улице, позвонили в полицию, расстрела 9 человек удалось бы избежать. Никакое усиление охраны и ужесточение законов и проверок не спасет от последствий людского равнодушия.


Напомним, что в сети опубликовали видео допроса молодого человека, который устроил стрельбу в казанской школе. Во время разговора он заявил, что всех ненавидит и осознает себя богом.


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.