Ученые назвали главные отличия современных российских подростков от советских

2020-07-15 10:03:33

Ученые Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) провели масштабное историческое сравнение двух поколений подростков: современных и советских. Исследование проводилось с перерывом в 30 лет: первый этап - в 1989 году, второй этап - в 2019 году. В опросах приняли участие подростки в возрасте 15-16 лет (то есть 1974 и 2004 годов рождения) из Москвы. Результаты исследования опубликовало РИА Новости.

Для сравнения подростков ученые брали несколько психологических характеристик: самооценка, уровень ответственности и мотивации, самоощущение психологического возраста,общий уровень притязаний личности и так далее.

Выяснилось, что современные подростки - более амбициозные, выше ценят и уважают себя. Кроме того, у них высокая познавательная активность. Вместе с тем, в отличие от советских подростков, они больше любят перекладывать ответственность на других.

"Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий", – объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО Алла Андреева. Она уточнила, что в этом отношении современные подростки адекватны обществу, в котором живут.

В Советском союзе, по словам директора ПИ РАО Павла Сергоманова, на подростков влияла массовая идеология, которая призывала прежде “думать о Родине, а потом о себе”. У современных юношей и девушек превалирует мотивация личных желаний. Кроме того, они больше дорожат своей текущей жизнью.

Что касается учебы, то оказалось, что советские школьники относились к ней преимущественно равнодушно, как к “школьной скуке”. Отношение же нынешних девятиклассников, по словам ученых, более противоречивое и эмоциональное. Вместе с тем они стали более любознательными. “Рост требований к профессиональной компетентности сформировали в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения", – объяснила Алла Андреева.