Приговор в специализированном суде по уголовным делам вынесли сегодня.


Дело о поставках в область компьютеров для дистанционного обучения школьников было одним из самых резонансных в уходящем году. 30-летний Руслан Шугаев, теперь уже бывший заместитель руководителя отдела финансирования, занимался госзакупками. В частности, нескольких тысяч компьютеров для школ и школьников, а также учащихся колледжей, которые в связи с пандемией должны были учиться дистанционно. Его признали виновным в крупном мошенничестве с использованием служебного положения, а также в подстрекательстве к даче взятки. Свою вину Шугаев категорически отрицал. Он заявил, что никогда не требовал отката (по версии обвинения, 34 миллиона тенге, 10 процентов от суммы финансирования) с поставщиков компьютеров, в частности, с представителя ТОО «Альянс- СИ» Тамары Янсыбаевой. И что та передала ему 14 миллионов тенге на хранение, обещав вознаградить. А он всего лишь повелся на ее предложение. Но эта женщина, имеющая две судимости за мошенничество и не погашенный многомиллионный долг, стала в уголовном деле потерпевшей. Она заявила, что Шугаев угрожал разрывом контракта, хотя их фирма-посредник уже закупила компьютеры. И что чиновник из Костаная поставил ее в безвыходное положение, вынудил передать ему 14 миллионов тенге личных средств.

Адвокаты Шугаева пытались построить защиту именно на личности Янсыбаевой, а также на проколах следствия (его вела антикоррупционная служба). Писали жалобы о физическом и моральном воздействии на подсудимого, который был после операции. И только из-за состояния здоровья написал (по его словам, под диктовку) явку с повинной и даже оговорил начальника управления образования Василия Цымбалюка. Есть факт: на следующий день после допроса в здании антикоррупционной службы скорая увезла Шугаева в больницу с кровотечением. Прокурор в конце процесса в новом варианте обвинительного акта несколько смягчил позицию. Однако в прениях запросил для Руслана Шугаева девять лет лишения свободы. Приговор суда оказался даже суровее - 10 лет колонии средней безопасности. Поскольку преступление коррупционное, отбывать срок молодому человеку придется от звонка до звонка, без права на условно-досрочное - эта норма закона вступила в силу на днях.

Приговор в законную силу не вступил и наверняка будет обжалован.

Надо отметить. Все компьютеры были поставлены в область в срок и оплачены из бюджетных средств. Дело в отношении руководителя областного управления образования прекратили за отсутствием события правонарушения. Однако после всего он ушел с должности по собственному желанию.