Чтобы произвести замеры, ребенка родителям приходится держать на руках, укладывать на какие-то коробки.
По соседству с тростями
– Я не понимаю, почему все молчат?! – говорит жительница Рудного Мария Бурак. – Это же кошмар! Разве можно в таких условиях замеры делать? Ведь обращаются туда и взрослые, и дети с инвалидностью, многие тяжелые очень, им неудобно, а то и невозможно стоять и сидеть самостоятельно. А там такой бардак!
Мария на прошлой неделе привезла в протезно-ортопедическую мастерскую, которая находится по улице 5 апреля в Костанае, четырехлетнего сына Данила. У мальчика ДЦП, тяжелая форма. Диагноз поставили в конце 2015 года, в 2016-м ему уже положены были от государства специальные приспособления, которые фиксируют ноги, не дают им скрещиваться – это может повредить суставы, это больно. Называются они ортезы или туторы. Раз в год ортезы положены Данилу от государства. Но мальчик их ни разу не получил.
Стоят ортезы немало – 30000 российских рублей. В первый год женщина обращалась в благотворительный проект, на второй сама купила. В этом году с марта начала звонить в отдел занятости и соцпрограмм Рудного. Весной ей сказали, что финансирования пока нет, надо ждать. Перезвонили 12 ноября. На следующий день мама с сыном приехали в мастерскую. И... не успели. Ортезы закончились, сообщили им, нужно было приезжать раньше.
Сразу из мастерской женщина отправилась в прокуратуру и написала заявление. Её возмутило не только ожидание, но и условия, в которых производятся замеры. Кабинет маленький, одно окно, в нем сгружены спецсредства – ходунки, костыли... Из мебели – письменный стол и два стула.
– Везде говорят о том, что для инвалидов создают удобства, а мое дите лежало в коробке с тростями! – возмущается женщина.
Зачем раскладывать детей?
Мы побывали в мастерской. Там всего два сотрудника – заведующая и слесарь, который принимает заказы и делает мелкий ремонт оборудования.
– У нас своего помещения в Костанае нет, – пояснила заведующая Галина Фоменко. – Головной офис – завод – в Петропавловске. Нам на год выделяют только 50000 тенге. На эти деньги сложно подобрать помещение: оно должно быть близко к центру, к остановке.
Думаю о том, что найти стол для того, чтобы удобно было положить ребенка, не так сложно. Но Галина Викторовна считает, что условия у них... и так нормальные.
– А если ребенка для замеров нужно положить?
– Зачем? Мама присаживается, держит его в руках и замеряем. Замер – пять минут. Зачем раскладывать детей?
Не филиал
За комментариями мы обратились непосредственно в АО «Петропавловский протезно-ортопедический центр». Спросили: почему такую маленькую сумму выделяют на год? Главный инженер предприятия Роман Емелин нас огорошил: мастерская в Костанае – это не филиал АО, а подрядчик, который согласно закону о госзакупках участвовал в конкурсе и ценовое предложение формировал самостоятельно.
«Мы – филиал от завода», – утверждала Фоменко. Емелин, кстати, сообщил, что суммы, выделяемые на оплату аренды и прочее, в разных городах разные. С данным исполнителем АО сотрудничает уже два года, и на следующий год с ним договор заключать не будет.
Прокуратура разберется
Что касается долгого ожидания ортезов, выяснилось, что Марию просто не проинформировали. Направление, по которому она должна была получать ортезы, было готово еще в июле. Мария говорит, что поехала в мастерскую, когда ей позвонила специалист из отдела занятости – в ноябре. Мы направили запрос в рудненский городской отдел занятости и соцпрограмм.
Галина Фоменко считает, что мама сама виновата. У нее от июля направление, а она пришла в ноябре. Правда, не совсем понятно, почему тогда уже после обращения Марии в СМИ и прокуратуру, Галина Викторовна лично звонила ей и приглашала приехать за... ортезами. Откуда они вдруг взялись? Фоменко ответила, что они решили их приобрести в качестве спонсорской помощи. Неожиданный жест.
Мария Бурак на приглашения и уговоры (говорит, ей даже обещали транспорт предоставить) не поддалась. Ждет итогов прокурорской проверки. Женщина говорит, что не только за своего ребенка переживает, но и за всех других, кто вынужден получать протезы в условиях, которые, может, протезам и подходят, а людям – нет.
Комментарии