Генеральный план Кирова 2007 года исчерпал себя вместе с ушедшим 2020 годом. Новый генплан города в декабре 2020-го с перспективой на 20 лет был принят большинством членов Гордумы. Однако некоторые депутаты были уверены, что «Гипрогор» спроектировал для кировчан «сказку», а преувеличенные амбиции старого генплана перекочевали в новый. Свойкировский изучил новые планы по развитию города и узнал у экспертов, насколько они реальны.
В городской администрации заверили, что новый генплан Кирова «был разработан с учётом преемственности решений предыдущего генерального плана». И прежде чем определить план развития города на ближайшие 20 лет, «Гипрогор» тщательно проанализировал предыдущий генеральный план Кирова.
- Что нам стоит дом построить
- Срубить нельзя посадить
- Свежо предание, да верится с трудом
- Та самая ливневая канализация
Что нам стоит дом построить
Специалисты «Гипрогора» посчитали, что за 13 лет в Кирове реализовали только 20% показателей предыдущего генерального плана. Всецело выполнен и даже перевыполнен только показатель по увеличению численности населения – на 105,6%: к концу 2019 года число горожан выросло до 539 тысяч человек.
Несмотря на такой прирост населения, властям практически удалось выполнить и план по обеспечению кировчан жильём. Сейчас в городе на человека приходится 24,2 кв. м от общей площади жилья, при том что в планах было выйти на уровень 25,5 кв. м. Следует отметить, что среднегодовой ввод жилищного фонда удалось организовать на 200%, а в период с 2007 по 2018 годы на территории Кирова появилось более 457 тысяч квадратных метров жилья.
В мэрии отметили, что большинство мероприятий в сфере градостроительной деятельности напрямую связано с финансированием и поддержкой из федерального бюджета. А это возможно только путём участия субъекта Российской Федерации в федеральных программах.
Как рассказали порталу Свойкировский в облправительстве, участие региона в реализации национальных проектов определяется региональной составляющей субъекта. То есть другими словами, федеральные проекты, разработанные в рамках нацпроектов, могут быть «заточены» под конкретный субъект РФ. Регион участвует в программе, если на его территории необходимо решить конкретные проблемы, подходящие под нормативную базу того или иного проекта, и на решение этих проблем хватит выделенных из федерального бюджета средств. В 2020 году Кировская область участвовала в реализации 50 федеральных проектов по 11 направлениям национальных проектов. Например, национальный проект «Образование» включает в себя 10 федеральных проектов, Кировская область в 2020 году принимала участие в 8 из них.
– Возможность строительства зданий детских садов и школ в Кирове появилась только после принятия соответствующих федеральных программ. Для участия в них органы местного самоуправления выполнили не только работы по образованию земельного участка, но и разработки проекта и сметы и получению положительного заключения государственной экспертизы, – сообщили в администрации города.
Несмотря на то, что Киров активно застраивается в последние годы, оказалось, что получить землю под строительство жилого дома в городе практически невозможно.
По словам гендиректора строительной фирмы «Маяковская» Дмитрия Сергеева, «ничейной» земли в Кирове попросту нет, а муниципалитет землю не только не даёт, но и не продаёт и даже не сдаёт в аренду.
– В настоящее время получить в Кирове землю под жилую застройку можно двумя путями. Первый и самый цивилизованный – аукцион ветхого жилья. Приобретая такое жильё, застройщик должен сначала расселить всех его жильцов, и только после этого он может начать новое строительство, – рассказывает Дмитрий Сергеев. – Второй путь – это покупка участка у частного или коммерческого лица. И здесь работает правило: о чём во время покупки договорился, о том и договорился.
Сергеев также отметил, что при этом крайне сложно найти в Кирове участок, подходящий под все необходимые для жилищного строительства параметры.
Срубить нельзя посадить
Вместо запланированных в старом генплане 947,07 га за 13 лет деревьями засадили только 361,1 га. А это всего 11,9% от выполнения плана. Таким образом, на человека вместо 20,2 зелёных квадратных метра в Кирове приходится только 4,9 квадратных метра.
– В 2020 году на территории Кирова посажено 535 деревьев и 2 333 кустарника. В 2021 году планируется посадить 347 деревьев и 1 176 кустарников. Кроме того, на 2021-2023 годы запланировано благоустройство двух крупных парков областного центра – им. Ю.А. Гагарина и им. С.М. Кирова, – рассказали в горадминистрации.
Новый генплан не рисует заоблачных пейзажей, но и конкретного решения проблемы не предлагает.
– Озеленение пока не поставлено в ряд с тротуарами и дорогами. Парками только вот начали заниматься. Чтобы добиться грамотного озеленения города, нужно менять нормативку, – отметила организатор проекта «30 скверов» Светлана Кекина. – А также развивать своих специалистов и городскую структуру: создавать свои питомники и формировать сообщество заинтересованных горожан.
По мнению активиста Александра Леванова, в новом проекте озеленения города в основном рассматривается только аспект смены назначения земли.
– Что это значит? На балансе муниципалитета имеется какая-то промышленная зона, её берут и переводят в статус лесного фонда. И получается, что на бумаге озеленение есть, а по факту нет, – сетует активист.
Общественники также отметили, что помимо огрехов в самом проекте, для достаточного озеленения города администрации может не хватить и финансирования. Если на устранение аварийных деревьев деньги выделяются регулярно, то на посадку новых культур бюджет практически не рассчитан. Решить проблему с озеленением города общественники предлагают с помощью создания экодизайн кода, который нужно разработать специально для Кирова. Он поможет выстраивать чёткие планы по предстоящим посадкам растений: какие культуры, в каком количестве и где именно нужно посадить. Экодизайн код определит предстоящие расходы на покупку, транспортировку и посадку растений, а также позволит продумать организацию комплексного ухода за ними. В дальнейшем такое планирование поспособствует созданию единого городского питомника, который смог бы обеспечивать нужды Кирова.
– В настоящий момент в Кирове нет собственных запасов растений, при организации массовых посадок приходится везти растения в лучшем случае из Советска, в худшем – из других регионов: Казани, Нижнего Новгорода. Такие перевозки предполагают удорожание самих материалов, а также затраты на дорогу, бензин и автомобиль, – заметил Александр Леванов.
По мнению активистов, город теряет уже существующие зелёные зоны из-за неправильной организации ухода за растениями: некачественно обрезают деревья или повально стригут лужайки, пытаясь сорную траву превратить в английский газон.
– Насадить можно сколько угодно, но если за этим не ухаживать, ничего не получится. Вместе с конкретными растениями уничтожается и экология города в целом. Отказ от травы лишает насекомых среды обитания. Утилизация листвы на субботниках лишает почву естественного удобрения, а после почва не удобряется и искусственно. Почвы утрамбовываются – становятся безжизненными. Такой уход за растениями съедает деньги из бюджета. Сами того не подозревая, мы устраняем естественные улавливатели пыли, а потом чистим улицы и снова тратим деньги, – считает Александр Леванов.
Общественники предположили, что если бы мэрия обозначила места, на которых необходима высадка растений, и места, на которых за растениями требуется уход, то местные сообщества обязательно бы подключились и помогли не только посадить, но и сохранить насаждения.
– Жители сами многое могут, зачастую они не ждут, что их попросят что-то сделать, а берут и делают. Нужно только грамотно обозначить потребности города, – уверена Светлана Кекина.
Свежо предание, да верится с трудом
Кировчанам по-прежнему обещают ещё один автомобильный мост через Вятку. В прошлом генплане планировалось продолжить улицу Комсомольскую в микрорайон Вересники, в новом генплане мост планируют разместить в створе улицы Азина.
К мосту прилагается обещание построить Западный обход, а вместе с ним и маршрут-дублёр. С помощью магистрали планируется наладить связь между Кировом и Кирово-Чепецком и заодно снизить количество пробок в центре города.
Также, согласно генплану, собираются наладить движение по улице Ульяновской в сторону улицы Луганской и продолжить улицу Ивана Попова до самого Южного обхода. Для комфортного перемещения граждан по городу планируется организовать троллейбусные и автобусные маршруты таким образом, чтобы задействовать все магистральные улицы.
Напомним, в последний раз маршрутная схема Кирова претерпела изменения в 2019 году, когда были отменены многие дублирующие маршруты и были оборудованы специальные транспортные узлы. А в 2020 году правительство Кировской области разработало законопроект, который предполагал передачу полномочий администрации Кирова по организации регулярных перевозок в ведение областных властей. Но Игорь Васильев отозвал законопроект.
Помимо продления улиц, транспортный каркас города к 2040 году планируют пополнить новыми путепроводами и транспортно-пересадочными узлами, а в районе посёлка Ганино и в районе ж/д станции Поздино организовать два транспортно-логистических центра.
В перспективе оказался и перенос автовокзала «Киров» в район железнодорожного вокзала. Также в городе появятся две новые автостанции: Котласская и Нововятская.
В новый генплан добавили и показатель «обеспечение личным транспортом». Так, по данным «Гипрогора», в 2019 году на 1 000 человек приходилось 295 автомобилей, к 2035 году планируется увеличить количество автомобилей до 325, а к 2040 – до 420.
Разгрузить же автомобильное движение по самым «популярным» улицам города в ближайшие 20 лет планируют за счёт частичного обновления устаревшей улично-дорожной сети Кирова. Насколько это возможно, пока неизвестно. Однако в ближайшие три года, до 2024-го включительно, на территории области действует региональный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на базе федерального проекта «Дорожная сеть».
– В настоящее время строительство улиц и дорог возможно только путём участия в федеральном проекте «Жильё». Таким образом, федеральное финансирование строительства улиц и дорог по данной программе напрямую зависит от строительства жилых домов и в основном касается новых территорий, – пояснили в администрации города. – Ожидается, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в ближайшее время включит мероприятия не только по ремонту, но и строительству новых дорог (улиц), что позволит реализовывать документы территориального планирования без привязки к новому жилищному строительству.
Та самая ливневая канализация
К сожалению, новый генеральный план Кирова вновь не предусматривает полноценную реконструкцию ливневой канализации. Хотя год от года город буквально тонет во время дождей и таяния снега: весной 2020 года пешеходы жаловались на затопленный подземный переход на улице Московской, а жители домов по улице Воровского буквально заплывали в свои дворы по затопленным дворовым дорогам.
Общая протяжённость ливневой канализации Кирова – 56 километров. При этом система слива постоянно засоряется, а на некоторых улицах и вовсе не справляется со своей функцией.
– В оперативном управлении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» находятся следующие объекты ливневой канализации: коллекторы ливневых труб длиной 65,5 км, 1 365 смотровых колодцев, 1 125 приёмных решёток, 382 водопропускных трубы. Согласно подпункту 9.9 Правил внешнего благоустройства, ливневая канализация в границах отведённых земельных участков обслуживается владельцами земельных участков, – сообщили порталу в администрации Кирова.
Однако многие участки ливнёвки до сих пор числятся как бесхозные, и поэтому не обслуживаются должным образом. Например, на улице Казанской есть сток, на котором отсутствуют очистные сооружения. Вода из него без какой-либо очистки по трубе сначала попадает на землю, а затем прямо по склону в Вятку.
В настоящее время вопросы с ливневой канализацией в городе решаются по мере поступления проблем. Зачастую это или ремонт старого участка, или полноценная установка новой современной ливнёвки.
– В 2020 году при строительстве ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе Чистые Пруды были построены очистные сооружения ливневой канализации. В настоящее время они переданы в оперативное управление МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова», – рассказали в мэрии.
В администрации также добавили, что подготовкой технического задания по разработке схемы ливневой канализации в своё время занималось УДПИ. Согласно этим документам, на полноценную разработку ливневой канализации Кирова требуется 27 млн рублей.
– В соответствии с бюджетом МО «Город Киров» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов ассигнования на разработку схемы ливневой канализации города Кирова не предусмотрены, – ответили на запрос портала в городской администрации.