Как выстроить успешную стратегию управления бизнесом и перенести её в личную жизнь, почему художественная литература снова стала важнее профессиональной, и где взять энергию для развития — об этом в программе «Своё время» (12+) рассказал Алексей Шаклеин, соучредитель и коммерческий директор компании «РУПАК».
Алексей, как вы пришли в бизнес, в РУПАК, и почему именно упаковка?
— Недавно услышал, что мужчина просыпается с желанием сделать вмятину во Вселенной (смеется — прим.ред.). Мне всегда было интересно заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Всё началось с того, что мы с моим компаньоном курсировали из одного города в другой и придумывали план нашего развития — какой вообще у нас может быть бизнес. Тогда бумажная фабрика, которая в Мурыгино, претерпевала определённый кризис, и в нашем городе было только два вида туалетной бумаги. Мы решили производить туалетную бумагу.
Самый ходовой товар.
— Да, но дело в том, что пока мы подбирали оборудование и делали план производства, туалетную бумагу стали завозить из других регионов, прилавки магазинов мгновенно ей заполнились. К тому же, мы проанализировали, насколько глубок этот рынок по денежной массе, и поняли, что это не очень интересно.
Но раз уж мы вращались в этой сфере — бумага, картон — решили заниматься упаковкой. Потому что упаковка всегда была актуальной. Если раньше колбасу заворачивали в обычную макулатурную бумагу, сегодня мы видим, насколько изменения затронули абсолютно весь спектр товаров. Ты покупаешь флакон с духами, покупаешь новый телефон, что угодно — везде коробочки, коробочки, коробочки.
Насколько я знаю, раньше было очень модно — приходишь домой, снимаешь на камеру распаковку.
Это и сейчас модно.
— То есть, чем лучше твой продукт запакован, тем интереснее. Получается, ты покупаешь некие эмоции. И мы начали в этом бизнесе развиваться. На сегодняшний день, я считаю, достигли хороших результатов — порядка 28 регионов присутствия.
В рамках работы с клиентом, кроме прочего, мы просчитываем и выбросы в окружающую среду. Работаем, чтобы было меньше загрязнителей. Считаю, это важно.
А как произошло это переключение? Ведь многие вообще не представляют, как это — начать своё дело, открыть собственный бизнес. Это были ваши базовые настройки, или вы что-то в себе прорабатывали, чтобы на этот уровень выйти?
— У меня был определённый опыт. Я начал работать лет с 10-12, когда появилась некая жажда денег. Мне нравилось понимать, что в кармане есть копеечка, с которой я могу прийти и свою любимую женщину угостить в кафе.
Конечно, постепенно хотелось большего. Я сам из Кирово-Чепецка, переехал в Киров, начал здесь работать. Учился и работал на трёх работах, постоянно крутился, вертелся. Для меня это был определённый драйв, наслаждение — зарабатывать деньги. Я медленно рос с одной компании до другой, мне давали какие-то новые обязанности, я их выполнял. Таким образом, дорос до уровня «открыть свой бизнес».
Когда мы только начинали работать с упаковкой, к нам приехали конкуренты. Спрашивают: «Какие у вас планы?». Помню, я тогда сам себя спросил: «В смысле планы? А какие есть варианты?». Говорю, слушай, ну план один: просто-напросто захватить долю рынка. То есть, каких-то чётких стратегий не было. Я понимал фронт работы, понимал, что нужно делать, что нужно клиенту, и мы работали. У нас не было выходных. Я начинал свой рабочий день в 7 утра и примерно в 18-19 часов его заканчивал. Мне нравилось то, что я делаю, нравились эмоции, которые я дарю клиенту, потому что клиент мог позвонить в любой день, и я мог к нему приехать, привезти то, что у него закончилось.
Потихоньку мы начали выстраивать технологию со своими менеджерами: клиент принимает решение, а мы «пляшем» от клиента. Считаю, что это одна из самых важных вещей, которую необходимо понимать. Если ты принял решение заниматься бизнесом, либо ты работаешь в нейме, но хочешь получить хороший результат, нужно понимать, что всё-таки клиент платит тебе деньги, а не наоборот. И чтобы быть интересным для клиента, нужно быть подкованным. Нужно всегда повышать свою экспертность. Если ты не даёшь ничего клиенту, твоя ценность пропадает.
Ему будет незачем работать с такими командами?
— Да. И вот мы набирали обороты, росли и заняли определённую нишу в бумаге, в картоне, в картонной упаковке. Именно за счёт нашей экспертности. Наш клиент понимает, что всегда упакован качественно, и мы рядом 24 на 7.
Как перенести бизнес-процессы в обычную жизнь? Поделитесь опытом, как стыковались ваши личные цели и цели бизнеса.
— Мой внутренний драйвер роста как будто встроен в мой организм, мне всегда хочется чего-то нового. У меня порядка 5-6 хобби. До этого были другие, я их «отключил», потому что пришёл к определённым результатам. Нашёл другое хобби, и вот так я двигаюсь.
Сейчас у меня вокал, сноуборд, которым уже порядка 10 лет я занимаюсь. Помимо этого, есть увлечение с сыном — мы гоняем на мотоциклах по полям. И получается так, что постоянно идёт какой-то обмен.
Я изначально думал: если я развиваюсь, то и все в компании развиваются. Я рос, читал какую-то литературу, ходил на тренинги, и мне казалось, что мои коллеги тоже должны развиваться. Но в определённый момент я понял, что это не так. Вы вдруг начинаете разговаривать на разных языках. Ты понимаешь, что тебя не понимают.
И ты такой: что происходит?! Эта была моя серьёзная ошибка. Я несколько лет отработал в компании, и в один момент понял, что сотрудники не развиваются без тебя. То есть, они «опыляются» сколько-то о клиентов, сколько-то друг о друга, но если ты хочешь другого, качественного роста, постоянного повышения экспертности, то должен их развивать.
Я часто слышу от сотрудников: «Так у нас же всё хорошо, неужели наш результат не устраивает?». И я говорю: то, что вы делаете, классно. Но посмотрите, какая скорость сейчас за окном, это скорость изменений. И нам с вами нужно быть в тренде, нужно постоянно двигаться. Мы перебрали абсолютно все функциональные карты, все инструкции. Мы учились. Учились управлять. Каждый сотрудник в нашей компании понимает, какие компетенции у него должны быть, чтобы он занимал ту или иную должность. Каждый руководитель в декабре 2024 года делал себе план индивидуального развития на следующий год. Потому что если мы хотим вырасти до такой-то цифры, мы не можем остаться прежними.
Чтобы зарабатывать миллион, нужно стоить миллион. Чтобы нам быть на вершине той горы, нужны другие навыки, другая экспертность. И получается, что нужно в принципе стать другими. У нас в компании читают художественную литературу. Не бизнес-литературу, потому что от неё иногда голова кругом идёт и надо разбавлять, а именно художественную. Что там можно почерпнуть? На самом деле, очень много: сравнить, что именно пишут авторы, и что на сегодняшний день происходит; много описано портретов людей, что они собой представляют, их психотипы. И получается так, что ты читаешь художественную литературу, свой словарный запас обогащаешь, и учишься разбираться в людях.
Это ещё и эмоциональный интеллект, и стратегии.
— Поведение с людьми. Абсолютно верно.
Кто составляет эти списки?
— Чтобы составить этот список, — индивидуальный план развития, — мы предварительно делаем глубокую оценку компетенций каждого сотрудника. На одну оценку уходит от двух до трёх часов, и это порядка 200-250 вопросов. Во-первых, мы всегда подчёркиваем, какие процессы мы можем поменять в компании, что мы можем улучшить. Мы понимаем, где сотрудник находится, что для него важно, какие мотивационные крючки использовать. Мы понимаем вообще, что сотрудник хочет. И вот буквально на днях я давал обратную связь тем, у кого была пройдена глубокая оценка. Некоторые сотрудники приходят и говорят: «А я купил художественную литературу и бизнес-литературу, вот три книги теперь у меня». Класс! Вы представляете, насколько классно видеть, как твои сотрудники растут вместе с тобой? Представляете, когда я рассказываю о чём-то, опираюсь на книги, которые сам читал, и мои коллеги вслед за мной идут и читают. Тогда ты начинаешь разговаривать с ними на одном языке, они тебя понимают.
Насколько это влияет на сплочённость коллектива? Судя по вашему рассказу, каждый стремится к личным целям. Как удаётся эти цели объединить?
— В любом случае, в компании есть отделы, которые пересекаются. Я рисую им футбольное поле, и говорю: смотрите, вы здесь, а вы здесь. Если у каждого в функциональной карте чётко расписаны полномочия и обязанности, и каждый их выполняет, это командное лидерство. То есть, мы не боремся внутри компании, чтобы кого-то обойти, а боремся за общий результат .Слушайте, наш конкурент вот столько продал, а что, мы не можем столько продать? Давайте подумаем, что можно сделать. Люди должны разговаривать, но важно понимать, о чём они разговаривают. Если они кому-то косточки перемывают, нужна определённая корректировка.
Это утечка энергии?
— Да. Потому что по статистике, до 60% своего времени и энергии сотрудники тратят вообще не на процессы компании. И если твои коллеги говорят о том, как провести переговоры, как поделиться информацией, то ты понимаешь, что вектор задан правильный.
А как же им тогда отдыхать, переключаться? Принцип помидоров, например.
— Принцип помидоров — это попить чай в столовой. Но когда людям по-настоящему важен рабочий процесс, эта пауза будет не такая длительная.
Но она, бывает, затягивает.
— Если она затягивает, время неправильно распределено. Здесь мы по тайм-менеджменту начинаем работать.
Алексей, а какие личные достижения вы можете выделить?
— Считаю, что самое важное достижение в моей жизни — это то, к чему я пришёл, и то, к чему хочу прийти. То есть, мои планы. Если говорить о чём-то конкретном, горжусь своей командой, горжусь продуктом, который мы создаём. Горжусь своей любимой женщиной, потому что она реально развивается. И мне всегда интересно с ней говорить, интересно её поддержать, у нас получается некая синергия, когда мы вместе.
То же самое с детьми. Когда они смотрят на нас, они понимают, как взрослые могут любить друг друга, как могут друг о друге отзываться. Я всегда говорю: есть очень простой инструмент, чтобы твоя любимая женщина была счастлива — с утра комплимент, вечером благодарность. Когда дети видят такие взаимоотношения, свои взаимоотношения в будущем они будут выстраивать, по крайней мере, в каком-то похожем виде.
Вы сказали, что мужчина должен зарабатывать деньги, делать вмятину во вселенной. А какова роль женщины?
— Моя жена — сексолог-психолог, она работает над укреплением отношений между мужчиной и женщиной. Делает пары более счастливыми, крепкими, это её жизненное кредо. И часто приглашает меня в качестве спикера. Я говорю, что такое мужчина, с чем его едят, что для для него важно. Часто женщина думает, почему мужчина так себя ведёт? Как будто мы с ним с разных планет. Поэтому у нас на работе даже есть книга «Мужчина с Марса, женщина с Венеры».
Когда ты её прочитаешь, понимаешь, что нужно для женского счастья. Ответ на вопрос о ролях я вижу так: мужчина — мельница, а женщина — ветер. Многие женщины спрашивают: «Почему именно я в отношениях должна что-то менять? Почему это только моя ответственность?». А я всегда говорю, что мужчина меняется об женщину.
Я прошёл это на своём опыте. Мужчина более закрытый, у него скрытая эмоция. А женщина может снимать с него этот панцирь, делать более эмоциональным. Когда женщина делает определённые эмоциональные всплески в жизни пары, эти всплески у мужчины откладываются внутри. Эмоции, которые дарит женщина, его наполняют.
Нас, мужчин, не учат любить, особо не учат заботиться. У нас нет института семьи, где бы это всё рассказывали. Всё зависит от того, насколько мужчина готов изучать эту литературу. У женщин всё происходит по-другому. Вы — мир, коммуникация, поддержка.
Что является Вашим ресурсом, кроме жены?
— Конечно, мои хобби: тренажёрный зал, путешествия. Когда мы с другом путешествовали по Норвегии, ехали в такси, друг начал общаться с водителем по-английски. Я говорю, а поинтересуйся сколько он знает языков?
Пять языков знает водитель такси! Я тогда подумал: блин, а почему я знаю только один? По возвращению из Норвегии я сразу начал изучать английский. И сейчас, когда приезжаю в какую-то страну, изучаю климат, культуру, традиции, идеологию и начинаю общаться с коренными жителями. Мне очень нравится архитектура, природа. Мне интересно, как в каждой стране устроена экономика, работа правительства.
Опять-таки обогащение опытом.
— Конечно, это обогащение. В Арабских Эмиратах есть министерство счастья. Недавно меня пригласили в одну компанию поучаствовать в стратегическом совещании. Я там услышал, что они подсмотрели в Эмиратах и сделали у себя в компании министерство счастья.
У нас в компании есть банк идей, куда каждый сотрудник может закинуть идею, как сделать компанию лучше. И вот мы тем самым обогащаемся.
Дайте совет тем, кто хочет настроить свою жизнь на успех, процветание, благополучие. Как это сделать?
— Я считаю, очень важно, насколько у тебя высокий жизненный уровень, витальность (жажда жизни, здоровье, подвижность, энергия, энтузиазм, выносливость, долголетие — прим.ред.). Нужно понять, что тебя наполняет и от этого оттолкнуться, чтобы повысить уровень энергии.
Второе — быть максимально отдающим. Если тебя о чём-то попросили, и у тебя есть возможность, дай.
И честность. Быть честным — это быть справедливым по отношению к себе, по отношению к людям.
Сейчас рамки стёрлись — бизнес, личная жизнь, семья, дети — это всё и есть твоя жизнь, это всё — ты.
Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или содержит недопустимый контент — сообщите нам:
Оставьте ваш комментарий (будет видно Ваше имя):
Комментарии