Об опасности психоактивных веществ, истинных причинах зависимостей и путях помощи ребёнку рассказала заведующая диспансерным наркологическим отделением для детей и подростков Кировского областного наркологического диспансера Мария Лыскова.
Мария Сергеевна частый гость на родительских собраниях в школах. Там она объясняет родителям, как уберечь детей от зависимостей и распознать опасность. Для некоторых полученная информация становится открытием. К примеру, многие родители не знают, что обычный дезодорант может быть угрозой.
– Мария Сергеевна, профработа в формате лекций до сих пор работает?
– Да, но больше с родителями. До недавнего времени и для детей проводилось очень много профилактических лекций, направленных на информирование подростков о вреде употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), а также о социальных, правовых, медицинских последствиях их употребления. Такой формат, как правило, носит запугивающий характер, проводится с догматичной позиции и вызывает у подростков или реакцию протеста, что приводит к употреблению «назло», или интерес к употреблению вместо осознанного отказа. То есть, является рекламой употребления ПАВ (психо-активных веществ – прим.ред.).
Поэтому в профилактической работе есть очень тонкая грань. Главное – не разрекламировать, а уберечь. В России для этого есть целый закон о защите детей от информации. И мы, врачи, находимся в очень жёстких рамках. К примеру, детям до 14 лет во время профилактических мероприятий нельзя произносить слово «наркотик».
Сейчас от лекций мы практически отошли. Чаще выходим с форматом интерактива: проводим квесты, либо квизы – интеллектуальные викторины. Детям очень нравится, они принимают в них активное участие и для общей массы детей такой формат мероприятий более эффективен. Но если у ребенка есть предрасположенность к зависимому поведению и дезадаптация [когда ребёнок не может подстроиться под изменения социальной среды], – этих мер недостаточно.
Чтобы не оставлять таких детей без внимания, нами был разработан и внедрён межведомственный проект «Взрослые дети». Реализуется он с конца 2022 года совместно министерством здравоохранения, министерством образования и министерством молодежной политики. Суть его в том, что специалисты наркодиспансера приходят в школу и проводят занятия для группы детей от 10 до 15 человек, имеющих риск социально-психологической дезадаптации. Эти уроки не про то, что пить и курить плохо, а про понимание себя, своих истинных целей, чувств, границ. Работа направлена на формирование здоровой личности.
Вспомните, какие у нас сейчас основные требования к ребёнку? С пелёнок посещать много кружков и секций, хорошо учиться в школе, участвовать во всех конкурсах, олимпиадах, хорошо сдать ОГЭ, ЕГЭ. А в это время его чувства и желания стоят на последнем месте, а иногда не учитываются вовсе. Таким образом, ребёнок много думает, но не учится распознавать своё эмоциональное состояние, не понимает, что с ним происходит и не знает, что с этим делать. Тогда единственным показателем его состояния становится: «ещё можно терпеть» или «терпеть уже невозможно». Именно в этот момент у него возникает желание уйти от реальности в мир гаджетов, компьютерных игр, алкоголя, никотина, наркотиков и т.д. Так дети снимают напряжение.
– Кто сегодня в группе риска?
– Я много лет работала в стационаре со взрослыми пациентами, которые проходили медицинскую реабилитацию. У каждого своя история, своя боль. Но если всё услышанное «обтесать до стержня», красной линией проходит один момент – воспитание таких людей было по принципу отвержения и контроля. И семьи, где такое происходит, – в группе риска.
При отвержении ребёнку засевают мысль, что с ним что-то не так, он «не дотягивает» до условной планки, – с точки зрения родителей. Доносят это очень разными способами, и далеко не всегда это бывают конфликтные ситуации: «Зачем тебе туда ходить, всё равно первое место не займешь, расстроишься, я из-за тебя волноваться буду, лучше дома посиди», «У Марии Петровны вот какой ребёнок молодец: и спортом занимается, и отличник, а ты…»). Также при таком стиле воспитания чаще всего ребёнок и его поступки неотделимы. То есть, если рёбенок совершает «плохой» поступок, неугодный родителям, он получает реакцию отвержения и становится плохим. Если ребёнок совершает «хороший» поступок, то и сам становится хорошим, таким образом, получает условную любовь за поступки или достижения. В этом случае у ребёнка формируется идея, что любовь и хорошее отношение надо заслужить.
При таком стиле воспитания формируются особенности личности, склонной к различным зависимостям.
Исходя из этого, у нас в наркодиспансере пациентом является не только сам пациент, но и все, кто с ним живёт. К сожалению, лишь незначительный процент родственников включается в процесс выздоровления зависимого.
– Почему?
– Психотерапия – это длительный, эмоционально трудный процесс. Там же вскрывают все болячки. Сложно принять, что ты [родитель] тоже принял участие в том, что твой ребёнок стал зависимым, и сейчас надо проводить работу над собой.
Проще продолжать думать, что у меня все в порядке, просто ребёнок такой проблемный получился.
Ещё очень большое влияние на обращение за помощью к специалистам имеет стигматизация наркологической службы [воспринимается через призму негатива]. И большинство до последнего стесняется и боится к нам обратиться.
– Чего они боятся?
– Боятся, что поставят на учёт, что сообщат в школу. Хотя на самом деле это не так.
– С какими проблемами могут к вам прийти родители?
– Когда подозревают, что ребёнок употребляет психоактивные вещества. Или когда знают, что ребёнок употребляет, но не хочет идти к наркологу.
К нам может прийти и сам ребенок, без родителей, если ему исполнилось 15 лет. Детей до 15 лет принимаем только в присутствии законных представителей
– Психоактивные вещества – что это?
– Это любые вещества, изменяющие психическое состояние человека и приводящие к формированию зависимости: никотин, алкоголь, наркотические вещества, пары летучих растворителей.
– Какие сейчас психоактивные вещества наиболее опасны?
– Опасны все психоактивные вещества.
Электронные сигареты – одна из важных проблем. Почему они так тесно вошли в нашу жизнь? В начале 2000-х годов люди стали меньше курить сигареты и потребление никотина снизилось. Но на смену табаку пришли электронные сигареты без характерного неприятного запаха и с приятными ароматическими добавками. Позиционировались они как абсолютно безопасная и не приносящая вреда альтернатива обычным сигаретам. И конечно жертвами этой рекламы стали не только взрослые, но и дети. Раньше, если ребёнок покурит, родители сразу почувствуют запах от рук или одежды, примут необходимые меры. Сейчас родители очень долго остаются в неведении, что их ребёнок начал курить.
Есть еще одна проблема – многие родители, поддавшись рекламе, уверены, что электронные сигареты – это безопасная замена обычных сигарет. На самом деле, это не так, поскольку кроме синтетического никотина в них содержатся опасные компоненты, вызывающие повреждения внутренних органов.
Алкоголь – еще одна актуальная проблема. Если раньше подростки пили слабоалкогольные напитки, теперь они стали чаще пить крепкий алкоголь. Дети разбавляют его газированными напитками и соками, не контролируют дозу, пьянеют и оказываются в больнице с сильнейшим отравлением.
Третья проблема – токсические вещества. Сейчас актуально такое понятие, как сниффинг. Это вдыхание паров газа для заправки зажигалок, либо дезодорантов-антиперспирантов.
Если говорить о наркотических веществах, в основном сейчас употребляют синтетические наркотики. Они представляют особую опасность из-за быстрого формирования зависимости.
– По каким признакам можно понять, что ребенок под веществами?
– Если мы говорим о синтетических наркотиках, то человек под их действием не контролирует своё поведение. Это можно понять по следующим симптомам:
- нарушение ориентировки в месте и времени, потеря самоконтроля;
- неподвижность, застывание в одной позе;
- приподнятое настроение и повышенная активность, неусидчивость, суетливость;
- поведение, не соответствующее обстановке;
- переоценка своих возможностей;
- ускоренная или замедленная речь;
- перескакивание с мысли на мысль;
- отсутствие сна или его инверсия – сон днём, бодрствование вечером;
- беспричинный смех.
– Что происходит с человеком, когда он выходит из наркотического опьянения?
Будут косвенные признаки:
- расширенный зрачок,
- мутный либо покрасневший белок глаз;
- бледность или покраснение кожных покровов,
- учащённое сердцебиение, обмороки;
- нарушение аппетита, жажда;
- раздражённость и агрессивность.
К тревожным признакам можно отнести: скрытность, лживость, прогулы занятий в школе по неуважительным причинам, снижение успеваемости, уходы из дома, пропажи вещей, общение с неизвестной компанией, разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители.
Помимо косвенных есть и объективные признаки, при которых мы практически уверены, что человек является потребителем наркотических веществ. Это найденные у подростка маленькие прозрачные пакетики с кристаллическим веществом, стеклянные или пластиковые трубочки («пипетки»), жестяные банки или пластиковые бутылки, обожжённые или содержащие мелкие смеси трав.
Это всё тревожные звоночки для родителей.
– Как правильно реагировать?
– Во-первых, не впадать в панику и собрать максимум информации и фактов. Зачастую признаки в изменившемся поведении, снижении успеваемости связаны просто с кризисом подросткового возраста.
Если у родителей всё же есть сомнения, можно прийти к нам в наркологический диспансер, даже без ребёнка. На консультации с врачом можно «пробежаться» по симптомам употребления, по объективным признакам. Это бывает полезно. Многие родители даже не представляют, что обожжённая шариковая ручка – это признак того, что ребёнок, возможно, употребляет наркотики.
Во-вторых, важно наладить доверительный контакт с ребёнком. Следует начать разговор спокойно со слов: «Мы стали замечать изменения в твоём поведении. Нас это очень тревожит. Чем ты можешь это объяснить?».
Иногда изменения в поведении могут быть вызваны и тем, что ребёнок просто влюбился. И если в такой момент начать «наезжать» на ребёнка, он закроется в себе. Поэтому здесь нужно действовать, как сапёр, – очень аккуратно.
Не стоит пугать «наркологией», с таким подходом в глазах ребёнка мы становимся местом, где наказывают, а не помогают. Хотя на самом деле, должно быть наоборот. Если ваш ребёнок не идёт к наркологу, можно прийти без него. Мы вас проконсультируем по всем интересующим вопросам. Вместе с психологом поможем выработать тактику поведения. Иногда даже прописываем родителям фразы, чтобы не нарушить хрупкую грань доверительного контакта с ребёнком.
Бывает и такое, что ребёнок приходит к родителям, признаётся, что употребляет и просит о помощи. Здесь тоже важно принять ситуацию. Употребление ПАВ – это не причина, а следствие того, что ребёнку трудно.
Здесь позиция родителей должна быть в том, чтобы помочь ребёнку и как можно быстрее обратиться к специалистам.
– Ребёнку окажут только консультативную помощь?
– Нет, помощь будет комплексная. При обращении врач-нарколог консультирует. Исходя из результатов, назначает весь объём обследования, начиная от забора мочи на обнаружение наркотических психотропных веществ, анализов крови, консультаций психолога и психотерапевта, заканчивая амбулаторным и стационарным лечением. Такой комплексный объём помощи мы оказываем как при официальном обращении к нам, так и при анонимном. В этом и есть большой плюс. А ещё плюс в том, что детям анонимная помощь по закону оказывается полностью бесплатно.
– Можно ли купить в аптеке тест, чтобы проверить, уже нужно обращаться или нет?
– Да, но аптечные тесты дают предварительные результаты. Могут давать как ложноположительные, так и ложноотрицательные. И здесь очень зыбкое положение. Если тест дал отрицательный результат, а ребёнок употреблял наркотик, у него возникнет уверенность, что можно и дальше употреблять, никто не узнает. Поэтому рекомендую проходить тестирование на наркотики в наркологическом диспансере, так как здесь анализ проводится в химико-токсикологической лаборатории и является достоверным.
– В школах дополнительно тестируют учащихся, чтобы выявить предрасположенность к зависимостям. Расскажите об этом.
– У нас в стране большое внимание отводится раннему выявлению потребления наркотических веществ. Согласно Федеральному закону, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Социально-психологическое тестирование проводится ежегодно. Ему подлежат все дети от 13 лет с письменного согласия их родителей, с 15 лет письменное согласие на проведение тестирования даёт сам несовершеннолетний. Тестирование выявляет в том числе и фактор риска вовлечения в зависимое поведение. Во время прохождения теста ребёнок обезличен, ему выдают логин и пароль.
Тесты анализирует специальная система. Итоги тестирования министерство образования направляет в министерство здравоохранения, которое создаёт итоговый протокол отбора образовательных организаций для проведения в них профилактических медицинских осмотров обучающихся. Именно в этих организациях в течение года и будут проводиться профилактические медосмотры специалистами наркодиспансера.
– Что проверяют на этих медосмотрах?
– В школу приезжает целая команда специалистов: врачи-наркологи, медицинские сестры, психолог, сотрудники УКОН УМВД. Врач-нарколог досконально собирает и изучает анамнез, проводит осмотр. Затем ребёнок идет сдавать мочу. Анализ проводят с помощью тест-полосок на специальном аппарате на 10 видов наркотиков.
Если результат отрицательный, профилактический медосмотр считается завершённым. Если положительный, мочу запаковывают и увозят в химико-токсикологическую лабораторию для подтверждающих исследований.
Информация о результатах медицинского осмотра конкретного обучающегося остаётся и хранится в медицинской организации, в школу мы эту информацию не передаём!
На профилактические медицинские осмотры тоже необходимо согласие: до 15 лет – родителей несовершеннолетнего, с 15 лет – самого несовершеннолетнего. Без согласия мы не имеем права их проводить.
Теста и осмотров не надо бояться. Они могут помочь вовремя выявить проблему. А чем раньше семья обратится за помощью, тем меньше шансов столкнуться с зависимостью.
– Куда обращаться за помощью?
Диспансерное наркологическое отделение для детей и подростков
КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер»
Помощь несовершеннолетним оказывается на безвозмездной основе (бесплатно), также возможно оказание помощи анонимно.
Детская поликлиника находится по адресу: г. Киров, Студенческий проезд, д.7.
Телефон 8(8332) 53-00-97
Часы работы: понедельник-пятница с 8.00 до 18.00
e-mail: podrostok_sos@mail.ru
Телефон «круглосуточной горячей линии» по вопросам оказания наркологической помощи 8(8332) 45-53-70.
Фото: Свойкировский/Евгения Лубнина
Комментарии