Уходящий год стал юбилейным для Заксобрания Кировской области, ему исполнилось 30 лет. Мы встретились с председателем ОЗС Романом Бересневым, чтобы поговорить о том, как сегодня устроена работа региональных законодателей.
Об уже принятых законах, самых резонансных инициативах и планах на 2025 год читайте в нашем интервью.
– Роман Александрович, какие задачи вы ставили перед собой на 2024 год?
– Главная цель – максимально быстро реагировать на вызовы нашего времени.
– Что это значит?
– Первая задача, стоящая перед региональным законодательным органом, – чтобы наше законодательство соответствовало федеральному и чтобы оно отвечало требованиям времени. А время сложное – идёт специальная военная операция, появляются дополнительные вопросы, которые нужно оперативно решать. Это касается и семей военнослужащих, и самих военнослужащих. Мы в этом году неоднократно вносили поправки в бюджет, чтобы решать некоторые важные вещи. В результате совместно с бизнесом открыли в Митино прекрасный реабилитационный центр для участников СВО. Семейный центр – что важно, поскольку идёт Год семьи.
– Получается, в 2024 году фокус был на теме СВО?
– Фокус этого года – СВО, Год семьи и всё, что связано с поддержкой семей на разных уровнях.
– Что получилось? Над чем ещё нужно работать?
– В своём послании на 2024 год губернатор Александр Соколов объявил о мере поддержки для матерей первенцев. Уже в январе мы собираем внеочередное заседание и принимаем этот закон. Вызов времени? Да. Дальше появляется указ президента России о поддержке многодетных семей. Мы один из первых регионов, который предусмотрел общий термин многодетной семьи и расширил формы работы. В апреле мы продолжили работу над этим направлением и будем её совершенствовать исходя из послания губернатора. Практически на каждом пленарном заседании рассматривается какой-то вопрос, связанный с СВО. Один из последних – вопрос земли для строительства жилья участникам СВО и членам их семей. Если появляется вызов, мы реагируем.
– За эту реакцию сейчас отвечаете вы, как руководитель?
– Всё это в любом случае согласовывается с депутатским корпусом. Мы стараемся эти вопросы обсуждать и с руководителями фракций, и с председателями комитетов. В апреле нас собирала председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Были упомянуты регионы, которые ещё не исполнили указ президента и не привели термин «многодетная семья» в соответствие со своим законодательством. А мы ещё в феврале это сделали. Приятно? Да.
– Не превратится ли эта гонка за законодательным лидерством в бездумное поднимание рук?
– Нет, мы не гонимся за лидерством. Все вопросы обсуждаются с депутатами. И в отношении многодетных семей ни одна фракция не была против, как и в отношении участников СВО. Это те вопросы, которые поддерживаются всеми политическими силами региона. Мы лишь делаем это оперативно и удобно для наших граждан. Чтобы нам самим не было стыдно перед населением за то, что мы «в носу ковырялись» и не могли вовремя принять какое-то важное решение.
– Кроме тех вопросов, которые поддерживают все депутаты, есть очень резонансные инициативы. Например, законопроект «Об обращении с животными без владельцев». Планировались общественные обсуждения. На каком мы этапе?
– Встречался с общественными организациями до принятия этого закона в первом чтении. Обещал им, что второе чтение не пройдёт без позиции общественных организаций. Слово держу. Сейчас мы на этапе обсуждения и прорабатываем вопрос вместе с общественниками. Наша задача – найти здравое звено. Потому что никто не враг. Никто не собирается уничтожать бездомных животных. Есть пул предложений, наработанных региональным правительством. Есть предложения общественников, основанные на практике других регионов. И это уже не разговор слепого с глухим, а нормальный диалог. Теперь нужно договориться и выйти во второе чтение. Полагаю, это случится уже в 2025 году.
– Говоря о недовольстве, мы с вами ещё помним такой инструмент, как протестные митинги. Сейчас их нет. Что сейчас вообще считается протестом? Как ОЗС отслеживает недовольство граждан?
– Сейчас другое время. Если у кого-то есть потребность в общении с депутатами Заксобрания, они к нам обращаются, и мы эту потребность удовлетворяем. Вы упоминали тему бизнеса, это хороший пример. У нас есть регулярные встречи с бизнес-сообществом, там предприниматели высказывают свои позиции, происходит диалог. Также с общественными организациями. Мы всех выслушиваем и после этого принимаем какие-то решения.
– Ещё одна громкая инициатива – обсуждение законопроекта о запрете пропаганды абортов. Кировская область одной из первых стала решать этот вопрос на законодательном уровне. Почему сейчас?
– Началось всё в 2023 году, когда Мордовия приняла первый законодательный акт по этому вопросу. На сегодняшний день уже 14 регионов приняли закон. При этом мы же говорим не о запрете абортов, а лишь о запрете склонения и пропаганды. Потому что когда молодые девушки рассуждают не на тему сохранить беременность или прервать, а на тему того, в каком медцентре быстрее решается вопрос, – мне кажется, это неправильно.
Мы понимаем, что демография – это важно. Государственная система останется, в ней есть необходимые процедурные моменты: неделя тишины, общение с психологом. И финальное решение должно быть принято во многом исходя из медицинских показаний. Самое интересное, что инициатива ещё не внесена на рассмотрение, но нам уже посыпались веерные рассылки с протестами. Один и тот же текст из разных регионов. Ощущение, что есть какие-то люди, которые реагируют по нужному сигналу.
– Речь идёт о запрете пропаганды. А мы точно понимаем, где заканчивается информирование и начинается пропаганда? Это же никак не определено. И, по сути, предоставление любой информации может быть интерпретировано как склонению к аборту.
– Я считаю, что с информированием как раз проблемы нет никакой. Проблема в том, что аборты стали инструментом бизнеса. А отношение к человеческой жизни не может быть бизнесом. Если девушка внутренне готова и решение уже принято – здесь и государственная система это решение примет. Но проработка вопроса должна быть, с человеком должны поговорить.
– Страшно, что медикаментозные аборты просто уйдут на чёрный рынок, как когда-то было с обычными абортами. В итоге женская смертность и другие проблемы.
– Я уверен, что этого не будет. Более опасная история, когда такие операции делаются без предварительной подготовки. А потом женщина теряет возможность иметь детей, хотя уже готова к материнству. Это не должно быть отлаженным механическим процессом, а должно быть осознанным взвешенным решением. Тем более что средств контрацепции сегодня хоть отбавляй. Кроме того, есть и духовная часть этого вопроса. Всё даётся от Бога. Об этом тоже надо думать.
– Вам не кажется, что здесь мы заходим в довольно деликатное поле человеческих прав? Большинство наших законодателей – мужчины. И именно они сегодня определяют новые правила для женщин. Насколько это этично?
– Мой заместитель – Ирина Геннадьевна Морозова. Она возглавляет региональное отделение Союза женщин России. Естественно, мы это обсуждали, и у Союза женщин позиция точно такая же. А есть женщины, например, Сусанна Аникитина-Юнгблюд, которые уже сейчас чётко выражают свою позицию и отказываются от оказания некоторых услуг в рамках своего медицинского бизнеса. Она делает это как женщина и как мать.
– Вы уже опытный законотворец, давайте поговорим о прогнозах. Как считаете, насколько реален налог на бездетность?
– Не знаю, это не наша компетенция. Решение будет принимать федеральный законодатель. Но чтобы его принимать, нужна аналитика – что мы получим? Не уверен, что налог на бездетность будет сильно стимулировать людей на создание семьи и рождение детей. Мне кажется, надо создавать условия для семей. Но если федеральным законодателем это решение будет принято, естественно, нам нужно будет его исполнять.
– ОЗС старается создавать вокруг себя активную среду. В этом году вы открыли выставку достижений молодых учёных, прошёл традиционный конкурс журналистов. Что ещё реализовано и почему вы этим занимаетесь? Казалось бы, непрофильные вещи.
– Мы подходим ко всем законодательным решениям через разные механизмы. 2024-й – год 30-летия Заксобрания. И мы много мероприятий провели на эту тему. Например, считаю очень важной научно-практическую конференцию, которая проходила в сентябре. Она была межрегиональная, приезжали коллеги из ПФО. Конференция показала, как развивалось законодательство в предыдущие периоды. В каких моментах мы выглядим слабее по сравнению с коллегами из других регионов. То есть через это мероприятие мы анализируем себя и свою деятельность. До конца года выпустим сборник материалов конференции.
В мае мы провели молодёжные публичные слушания «Вятка – это мы». В них участвовали дети из районов, которые проявили себя лучше других в спорте, в творчестве и в учёбе. Цель была – показать им, что нужно оставаться на Вятке, здесь есть перспективы. С этими ребятами мы продолжаем работать и сейчас. Приглашаем их на наши мероприятия. Они могут всё посмотреть и сказать, что ещё им было бы интересно.
Второй год мы вовлечены в работу с сельской молодёжью. В 2023-м провели первый в Приволжье Форум сельской молодёжи, в этом году поучаствовали в Нижегородском форуме. Идёт наработка предложений, как удержать молодёжь в сельской местности. Начинаем принимать некоторые законодательные решения по медработникам, педагогам, ветеринарам и подходим к категории тех, кто трудится в сельском хозяйстве.
Ещё одной важной темой становятся опорные центры в сельской местности. Мы должны сделать на них упор, создав условия не хуже чем в районном центре.
Есть ещё Совет представительных органов местного самоуправления. Это председатели районных и городских дум. Мы активно с ними взаимодействуем, чтобы они видели, какие решения принимаются в области. Нам важен прямой контакт по насущным вопросам: бюджет, налоги, социальная поддержка, образование, здравоохранение, культура.
Есть день Законодательного собрания. Мы ездим по территориям, обобщая опыт работы. Это важно для депутатов – побывать на реальных производствах, посмотреть состояние социальной сферы разных территорий. А для территории важно показать свои достижения, выявить проблемы и решать их через депутатский корпус.
– Назовите самые важные, на ваш взгляд, законы, принятые в этом году.
– Помощь мамам первенцев, поддержка многодетных семей и всё, что связано со льготами участникам СВО.
Кроме того, мы не подняли налоги бизнесу в этом году. Несмотря на то, что такая инициатива была, мы выступили против. Какие-то изменения по налогам, конечно, будут происходить. Например, сегодня мы даём льготы бизнесу, который возвращается в регион. Но это история временная, её надо в какой-то момент завершать. Потому что кто хотел, тот вернулся. Я эту инициативу высказал и для наших депутатов. Подозреваю, не у всех депутатов бизнес зарегистрирован на территории Кировской области. Мы говорим о бюджете, а сами не вкладываемся в увеличение доходной части посредством своего бизнеса. Давайте возвращаться, пора!
– Услышали вас?
– Услышали, это было видно. Но насколько оперативной будет реакция, жизнь покажет.
– Бюджет на 2024 год вы называли бюджетом развития. Как можно условно назвать бюджет на 2025 год?
– Бюджет инфраструктуры. Здесь мы говорим и о социальной инфраструктуре, поскольку идёт строительство школ, будут капитальные ремонты детских садов, учреждений среднего профессионального образования. Губернатор объявил 2025-й годом ЖКХ – это тоже инфраструктура. А ещё 2025-й – завершающий год по приведению опорной сети дорог Кировской области к нормативному состоянию. Мы должны выполнить показатели, связанные с дорожной инфраструктурой. По транспортной инфраструктуре мы тоже будем двигаться дальше – это важное направление и виден результат. Я недавно был в Яранске, посмотрел автостанцию, которую отремонтировали. Там теперь хорошая площадка. На кировском автовокзале тоже стало очень комфортно. Запланирован ремонт автостанции в Кирово-Чепецке к 70-летию города. Газификация – важно, чтобы мы опережающими темпами её продолжали. Переговоры с федеральным «Газпромом» идут, если всё получится, как минимум до Лебяжья газ нужно довести уже в 2025 году. И инфраструктура летнего отдыха. Надо вложиться в государственные детские лагеря, чтобы как минимум один лагерь работал круглый год.
– Мы в Кировской области добились хорошего диалога между властью и бизнесом. Результатом стали, например, пониженные налоговые ставки. И это произошло, в том числе, при участии бизнес-сообщества. А насколько состоятелен диалог между властью и обществом?
– Процесс налаживания диалога всегда должен быть инициирован с двух сторон. Сложно депутатам идти к обществу, если общественники не готовы разговаривать. И наоборот тоже сложно. Могу сказать от лица депутатов: мы готовы, мы слушаем, мы слышим и принимаем решения исходя из оценки всех факторов. Одним из ключевых факторов является мнение граждан. При этом надо понимать, что есть решения, поддержанные большинством, но не всеми. Иногда такие решения тоже нужны. Одно из них мы сегодня обсудили.
– Какие задачи ставите перед собой на 2025 год?
– Пока идёт СВО, стратегия не всегда может быть плановой. Наша задача – по-прежнему быстро реагировать на вызовы времени, быстро принимать законы. Также ждём от федерального центра завершения реформы местного самоуправления. Нам придётся в связи с этим отработать очень много законодательных актов, чтобы в Кировской области были максимально быстро запущены необходимые процессы. Нужно завершать реформу. Сегодня местное самоуправление ещё не в полной мере является институтом публичной власти, каковым оно должно стать согласно поправкам в Конституцию.
Комментарии