Вячеслава Симакова в народе называют чиновником «с человеческим лицом». Он без особых проблем может пообщаться с бабушками, выйти в ночные рейды с полицией, проверить, насколько хорошо очищены улицы зимой с коляской в руках. Симакова единогласно поддержали депутаты гордумы, отмечая потенциал в его программе. О болях муниципальных предприятий, перспективных проектах для Кирова и о том, как поля с борщевиками могут помочь пополнить городской бюджет, Вячеслав Симаков рассказал в интервью порталу Свойкировский.
«Смотрю, откуда появился негатив»
СК: Вячеслав Николаевич, вы не в первый раз были кандидатом на пост главы администрации города. Как думаете, чего не хватало до победы в прошлые разы?
Вячеслав Симаков: Сейчас чётко понимаю, что не хватало поддержки губернатора и населения. В любом случае без субъекта тут [у власти] делать нечего – вносить какие-то глобальные изменения непросто. Сложно было что-то изменить, проявить себя, показать. Один в поле точно не воин.
СК: В администрации города вы работаете более 16 лет. Никогда не думали сменить место работы?
Желания такого не возникало. У меня постоянно шёл профессиональный рост, менялась должность, прибавлялись функции и всегда было интересно. Предложения о переходе на другую работу поступали и не раз. И я не раз отвечал друзьям: «Я не коммерсант. Я больше промышленник, чиновник. В хорошем смысле». Хотелось выполнить то, что кому-то когда-то обещал, сделать что-то новое. Когда ещё работал в должности начальника отдела благоустройства и транспорта, не было ни одной точки в городе, где бы не приложил руку. Был заказчиком в 2011 году по набережной Грина. Все бронзовые памятники были установлены при моём содействии – Трифон Вятский, Пётр и Феврония и т.д. Во всём принимал участие. Сейчас, проезжая по городу и улицам, вижу деревья, которые когда-то высаживал. Тогда они были высотой метр-полтора. Теперь уже превратились в огромные крепкие сильные деревья. На улице Ленина мои берёзы до пятого этажа доходят. Высаживал новые пирамидальные тополя на Дерендяева. Приятно видеть свой вклад в развитие города, который остался надолго. В последнее время чувствую много поддержки от людей. Не хочется упасть в грязь лицом, а сделать ещё что-то большее.
СК: Как относитесь к тому, когда люди подходят с вами сфотографироваться, взять автограф?
Автографов пока ещё никто не брал. (Смеётся.) Насчёт фото – это было. Я не какая-то звезда, но приятно. Понимаю, что публичная личность, много за что отвечаю и должен постоянно общаться с населением.
СК: В медиарейтинге вы набираете позиции. Среди глав ПФО попали в топ-10. Следите за рейтингами?
Вячеслав Симаков: Специально не слежу. Важнее, чтобы люди меня поддерживали. Читаю комментарии в соцсетях. Есть те люди, для которых чем бы ни занимался человек, обязательно выскажут какой-то негатив. Я стараюсь в каждом негативе смотреть на то, откуда он появился.
СК: Успеваете отдыхать?
Вячеслав Симаков: Успеваю. Мне по жизни доставалась работа, которой отдавал больше восьми часов рабочего времени. Иногда приходилось сутками работать. Теперь эта ненормированность переросла в привычку.
Идеальный отдых для меня – сесть с семьёй в автомобиль и куда-нибудь уехать. Я с 1994 года путешествую на машине. Начинал с путешествий в Крым, Краснодарский край. Люблю эти направления. Нравится путешествовать в автомобиле. Едешь, к примеру, увидел красивую речку, остановился, искупался, отдохнул, выпил чашку кофе, пообщался с людьми. Кроме того, у меня большое количество родственников и знакомых, к ним заезжаю. Очень понравилось в Грузии, неоднократно ездил в Абхазию. Проехал 12 стран Европы за две с половиной недели. Сейчас такие поездки редкость. А так, если есть 3-4 часа, ухожу в гараж, достаю казан. Готовлю плов, шурпу, лагман. Приглашаю семью. Так проводим время.
«Корень зла в руководстве»
СК: В администрации текучка кадров, редкие люди задерживаются на местах в управлениях. Почему?
Вячеслав Симаков: Есть такое впечатление, что здесь работа лёгкая, но многие не выдерживают темпов. Кто-то рассчитывает на что-то большее. Есть те, кто переоценивает свои возможности. При этом ответственность очень большая. Она может быть как административная, так и дисциплинарная, за каждое слово, букву.
СК: Какой подход при подборе кадров будете использовать вы?
Вячеслав Симаков: Понятно, что с опытными кадрами сейчас проблема. Днём с огнём не сыскать. Хотелось бы опытных квалифицированных кадров. Но сегодня нехватка кадров – проблема не только во власти, во всех отраслях. Главное – желание работать, обучаться, быть порядочным. У молодёжи сейчас завышенные требования. И если человек даже не обладает опытом, но имеет стремления, то за год может добиться успехов. И в администрации есть такие примеры. Есть возможность работать, зарабатывать. Надо исходить из тех потребностей, которые человек себе ставит, – сколько надо средств, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Богатый человек не тот, кто много имеет, а тот, кто ни в чём не нуждается. Кому-то мало квартиры 300 кв. метров. Кому-то студии достаточно. Всё зависит от потребностей и желаний.
СК: В своей программе на заседании гордумы вы акцентировали внимание на развитии доходного потенциала города. В чём конкретный план?
Вячеслав Симаков: Город обладает определённым имуществом – движимым и недвижимым. И его надо максимально вовлекать в оборот, выявлять, что простаивает. Взять земельные участки. Есть муниципальная земля. По ней мы несём расходы, в том числе и по содержанию. Где-то борщевик появляется, где-то мусор. Это всё надо убирать. Продавая земельный участок, мы получим прибыль, собственника участка, налоги и сократим затраты на содержание территорий. Поэтому есть возможность работать с заинтересованными лицами. В Первомайском районе таким образом было много благоустроено территорий без использования бюджетных средств.
СК: Не так давно вы предложили выкупать неиспользованные муниципальные земли. Есть желающие?
Вячеслав Симаков: Желающих достаточно. Понятно, что сам процесс не быстрый. Не всегда участки оформлены, сформированы. По некоторым территориям прорабатывают возможность продажи. Скоро выход на торги и город заработает несколько десятков миллионов рублей. По итогу мы получим собственников земельных участков, которые будут развивать бизнес на этих территориях. Кроме того, недавно говорил, что у нас предлагаются участки под ИЖС. Тоже появился ряд заявлений по желанию приобрести. У нас часто люди не знают о возможности купить участки в черте города. А если и проходят объявления в газете, их, как правило, никто не видит. Поэтому часто получалось, что на торги выходит один участник, покупает участок по минимальной цене. А так желающих немало.
СК: Есть план, сколько администрация планирует выручить от продажи земель?
Вячеслав Симаков: Сейчас идёт оценка этих возможностей. Будем вовлекать в процесс территории, на которых мы ежегодно боремся с борщевиком. Когда появится собственник, он будет нести бремя по борьбе с растением, а мы не будем больше тратить на это деньги.
СК: МУПы сегодня – помощники городскому бюджету или, наоборот, структуры, которые опустошают его?
Вячеслав Симаков: Предприятия разные. Есть те, что находятся в плачевном состоянии. Есть и те, которые зарабатывают, делают хорошие отчисления [в бюджет] и выполняют соцнагрузку. Сейчас и МУП как таковых практически не осталось. Они либо стали акционерными обществами, либо казёнными учреждениями или это бюджетные учреждения. Их сотни. Если отбросить соцучреждения, то чуть больше 20 % муниципальных предприятий убыточны, но у них есть потенциал. Будем разбираться, как исправить эту ситуацию.
СК: Почему муниципальные предприятия рассыпаются, банкротятся, уходят в серьёзные минусы?
Вячеслав Симаков: Чаще всего корень зла в руководстве. Если в организации есть соцориентирование, можно их насытить другими направлениями, чтобы они зарабатывали. У нас даже образовательные учреждения не только несут расходы, но и зарабатывают. Делают они это за счёт платных секций и кружков. Используют имущество, чтобы развиваться. Это не идёт во вред образовательному процессу. Занятия идут в часы, когда дети не занимаются – вечернее время и выходные.
«Раньше предприятия не понимали, чего ожидать, боялись совершать шаги»
СК: Вопрос с общественным транспортом – один из чувствительных для горожан. В этом году регион и город обновляют автобусы. О троллейбусном парке, у которого износ более 90 %, – ни слова. Что его ждёт?
Вячеслав Симаков: В связи с тем, что наши горожане любят троллейбусы, мы подумаем, как его поддержать и развивать. Последняя встреча на уровне субъекта говорит, что существует механизм поддержки. Понятно, что троллейбусы – дорогостоящее приобретение. Ресурс выше, эксплуатация ниже. Рассматриваем другие варианты, чтобы не покупать новый троллейбус, а закупать кузова первой комплектации – иными словам б/у троллейбусы, чтобы было экономичнее. Понимаем, что этот транспорт необходим городу.
СК: Недавно вы были с проверкой на Автотранспортном предприятии и отметили, что есть претензии к руководству. В чём их суть?
Вячеслав Симаков: Претензии по организации работ, по отношению к сотрудникам. Сейчас заключаем контракт на следующие три года. Немного пересмотрели лоты. Всего их 10. Мы постарались пропорционально разделить их между перевозчиками, чтобы не было кому-то пусто, кому-то густо.
СК: Долги муниципального перевозчика растут. В чём видите боль предприятия?
Во-первых, в состоянии подвижного состава. Сейчас, надеюсь, предприятия смогут сами закупать транспорт. Раньше, когда они заключали контракты на год, предприятия не понимали, чего ожидать, боялись идти на шаги.
Во-вторых, надо смотреть, каким образом использовать имущество, находящееся в собственности АО, чтобы сократить расходы.
СК: Проблемы с персоналом актуальны?
Вячеслав Симаков: Да, проблемы сохраняются. Водителям и кондукторам уже повышали зарплаты. Планируем ещё одно повышение зарплат. Для сокращения затрат рассматриваем возможность внедрения гаджетов для приёма оплаты. Но только на удалённых маршрутах с небольшим пассажиропотоком.
СК: В выступлении вы делали акцент на коммунальной инфраструктуре. Особенно на состоянии сетей «Водоканала». Сколько нужно средств, что заменить все сети? Есть у администрации план по спасению сетей?
Вячеслав Симаков: Какой-то критической ситуации нет. Чтобы она не появилась в дальнейшие годы, как с горячим водоснабжением, мы подготовили 10-летний план реконструкции сетей. В рамках программы предусмотрено финансирование более 8 млрд рублей. Это средства различных бюджетов – федеральные, областные, муниципальные, собственные средства «Водоканала».
СК: Когда будет начата работа?
Вячеслав Симаков: Программа начнёт работу с 2023 года. Заявку уже сделали.
«Мы ничего не планируем сносить»
СК: На Филейке планировали спортивный кластер. Имеет проект перспективу?
Вячеслав Симаков: Как такового проекта нет. Есть спортивные территории, которые начинали развивать. Есть спортшколы, трамплины. Сегодня никакой программы, концепции нет. Лично не видел. Кроме того, сейчас в управлении сменились люди – от курирующего зама до начальника управления спорта и молодёжи. Если есть востребованность проекта – готов заниматься. Может, активный бизнес захочет подключиться.
Инициатив много. Взять тех же Кикиморок. Два года назад ребята обратились ко мне с идеей, рассмотрели. По итогу сказал: «Давайте будем начинать». Они рисовали, потом определяли места и сейчас проект реализовался.
Поступило предложение по зиплайну (скоростному спуску, – прим. ред.). Будем прорабатывать, но есть желание построить канатную дорогу, как в Нижнем Новгороде. Но её надо сделать в таком месте, чтобы она была не просто развлечением, а несла соцнагрузку. В Кирове такой путь можно проложить до Коминтерна. Это большой микрорайон. Есть особо охраняемая природная территория – 10 га на берегу реки, можно насытить площадку туристическими объектами. Такие вещи необходимы. Много проектов. Надо думать, как их реализовать.
СК: Какое будущее видите у трамплина К-90?
Вячеслав Симаков: На международной арене меняются требования. Надо смотреть их. Хотелось бы восстановить трамплин. Нужно изучать, сколько на это надо средств. Ясно одно – мы ничего не планируем сносить.
СК: Зимняя уборка города. Как будет выстроена работа в этом году? На чём будет сделан акцент?
Вячеслав Симаков: Сегодня по количеству техники прорыва нет. Полностью пересмотрели титул. У каждого подрядчика есть свои возможности. Исходя из этого изучали, кто какой объём может взять, где они расположены, чтобы логистика была удобной и подрядчик прибирал близлежащие территории. В прошлом году были примеры, когда база находится в одном месте, а содержание – в 30 км от этой территории.
Посмотрели, какие предприятия ранее привлекались к работам, у кого что из техники сохранилось. Определили места для складирования снега. С ГИБДД будем держать на контроле ситуацию по грузовикам. У нас возникают с ними проблемы, когда грузовой транспорт заходит в город. Резина никакая, большегрузы буксуют, приходится вытаскивать. Сейчас стараемся заблаговременно подогнать технику, чтобы быстро убрать с проезжей части.
СК: Новогодним праздникам в Кирове быть?
Вячеслав Симаков: Мы придерживаемся тенденции, что будем отказываться от покупки нового оборудования. Дети праздника всё равно ждут. Поэтому места отдыха будем оборудовать. Заливать катки, использовать имеющееся световое оборудование. Обратились к бизнесу, чтобы они поучаствовали и за свой счёт установили световые конструкции. Отклики уже есть. Массового [из мероприятий] ничего не будет, а точечно, локально для отдыха семей с детьми – да.