Почти половина россиян часто или периодически совершают незапланированные покупки. В большинстве случаев речь идёт о мелких тратах – шоколадке, продающейся на кассе магазина, или стаканчике кофе по дороге на работу. Спонтанную покупку дорогого гаджета или поездку на выходные в другой город наши соотечественники позволяют себе редко. Соответственно, подобные траты обходятся в скромные суммы – не более одной тысячи рублей. Чаще всего совершают импульсивные покупки в офлайн-магазине, их доля в онлайн минимальна. Таковы данные опроса*, проведённого СК «Росгосстрах Жизнь» и банком «Открытие» в рамках серии исследований по финансовой грамотности и экономическому поведению россиян.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос, совершают ли они незапланированные покупки во время плановых походов в магазин, прогулок или по дороге на работу. Почти половина граждан «часто» (20 %) или «периодически» (27 %) подвержены внеплановым покупкам. Женщины склонны к спонтанности заметно чаще мужчин (58 % против 42 %).
В основном люди необдуманно покупают:
- продукты питания (34 %);
- одежду (28 %);
- книги (14 %);
- детские игрушки (11 %);
- компьютерные игры (10 %).
Очень редко внезапно организовывают себе поездку на отдых (5 %) и посещают развлекательные мероприятия (4 %). Каждый четвёртый (25 %) указал, что иногда может завернуть в кафе / ресторан / кофейню по дороге на работу или во время прогулки.
Подобные траты обходятся, как правило, в небольшие суммы – чаще всего до одной тысячи рублей (38%) или 1-5 тысяч рублей (30 %). Каждый пятый может импульсивно потратить 5-15 тысяч рублей (21 %). 8 % – 15-30 тысяч рублей. Доля тех, кто расстаётся с более крупными суммами во время спонтанного шопинга, не превышает 4 %.
Подавляющее большинство опрошенных совершают незапланированные покупки во время пребывания в магазине перед полками с товарами (82 %). И лишь 8% участников опроса делают случайные покупки в онлайн-магазинах.
В числе регионов, жители которых чаще всего балуют себя небольшими незапланированными покупками, – Санкт-Петербург и Ленинградская область (80 %), Свердловская область (79 %) и Московский регион (78 %).
Фото: freepik.com– Мы продолжаем серию исследований, связанных с финансовой грамотностью и экономическим поведением россиян. В частности, этот опрос показал, что достаточно много людей склонны к спонтанным и не всегда обдуманным тратам. Такой подход с точки зрения финансово грамотного поведения – не совсем верный и говорит о том, что люди в большей степени подвержены сиюминутным удовольствиям и не задумываются о своём будущем. В таких случаях желательно пересмотреть своё финансовое поведение, ведь грамотное управление финансами, выработка привычки копить на важные цели в том числе позволяют сформировать крепкую подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств в жизни, – комментирует директор блока маркет-менеджмент, член правления «Росгосстрах Жизнь» Наталья Белова.
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утверждённый Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надёжность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
*Информация предоставлена ПАО Банк ФК Открытие