Кузбасс по требованию федерального центра старается продолжать наращивать темпы добычи угля.
ВашГород.ру неоднократно писал, что минэнерго и угольная промышленность рассчитывают на развитие добычи и экспорта российского угля вплоть до 2035 года, но многие эксперты опасаются, что к 2035 году у России почти не останется покупателей в Европе, а переориентация экспорта на Восток не сможет закрыть все потребности даже кузбасского рынка. Тем более сейчас идёт снижение экономической эффективности угольной энергетики из-за коронавирусного кризиса.
Уже сейчас угольной сфере плохо. И это понимают власти Кузбасса. Ещё в апреле губернатор Сергей Цивилёв заявил, что в ближайшее время локомотивом нашей экономики станет строительная отрасль, а не добыча чёрного золота.
Многие угольные компании не выдерживают и банкротятся, объявляя о сокращениях рабочих.
Итог 2019 года был неутешительным — объём добычи угля в Кузбассе упал впервые за последние 20 лет. Это сразу отразилось на областной казне, бюджет был принят на следующий год с дефицитом.
А проблемы в угольной сфере на этом не заканчиваются, а лишь множатся.
В начале года областным властям пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации из-за подземных пожаров в отвалах, и это стало беспрецедентным решением.
Но социальное напряжение продолжает нарастать: голодовки, одиночные пикеты и стихийный лагерь в Черемзе — это далеко не весь список.
Люди устали дышать угольной пылью и несмотря на ограничительные меры, введённые из-за коронавируса, активно бастуют, преграждая путь угольной технике.
Вдобавок ко всему экономисты отмечают, что в мире меняется география угольной энергетики, а российская угольная промышленность развивается прежде всего за счёт экспорта. Поставки угля на внутренний рынок стоят примерно на одном месте из-за межтопливной конкуренции с газом. Следует отметить, что РЖД уже давно перевозит российский экспортный уголь в несколько раз дешевле, чем металлы, нефть и другие товары. Фактически другие отрасли вынуждены субсидировать развитие экспорта российского угля.
Так зачем продолжать слепо придерживаться плана и пытаться нарастить добычу угля в Кузбассе? Этот вопрос редакция ВашГород.ру задала экономисту Юрию Буланову.
«Объективных экономических оснований для этого в среднесрочной перспективе не видно. Тут можно лишь предполагать, но никакими фактами эти предположения нет возможности подкрепить. спросить бы тех, кто собирается это делать», — честно ответил эксперт.
По мнению аналитиков PwC, российская угольная отрасль может столкнуться с самым серьёзным за последние 20 лет кризисом из-за сжатия внешних рынков.
«По базовому прогнозу МЭА до 2040 года, потребление угля будет снижаться в Германии, Южной Корее, Японии и даже Китае, а на эти страны в 2019-м пришлось 45% российского экспорта.
Единственным крупным быстрорастущим рынком в среднесрочной перспективе останется Индия (со среднегодовым темпом 2,5%). Но российский уголь будет малопривлекательным. Тем не менее мы понимаем, что качественные характеристики российской продукции превышают показатели углей из Индонезии и в целом сопоставимы с австралийскими.
Кроме того, низкие цены продержатся от силы год или два, они уберут с рынка в том числе и часть австралийских игроков, а российские компании за счёт подешевевшего рубля смогут в массе своей, хоть и с трудом, пережить нынешнее дно рынка", — считает экономист Максим Худалов.
О кризисе говорят не первый год. Ещё в 2019 -ом кузбасский эксперт Максим Учватов говорил, что затянувшийся кризис — это лишь желание отдельных лиц получить сверхприбыль.
«Настойчивое желание олигархов получать сверхприбыль через офшоры даже при падающих ценах — это уже субъективный элемент. И получается, как в том анекдоте: „Сынок это не папа будет меньше пить, а вы с мамой меньше есть“. Снижать аппетиты по прибыли никто не намерен».
Несмотря на очевидный кризис в угольной сфере, российская угольная отрасль и Кузбасс как будто не замечают всех этих глобальных негативных тенденций. Проект программы развития угольной промышленности до 2035 года с финансированием около 6 трлн рублей, включая 56 млрд рублей бюджетных средств, предполагает строительство новых шахт и разрезов и увеличение экспорта на 22-87% по сравнению с уровнем 2018 года.
Добыча угля при этом должна вырасти до 485 — 668 млн т до 2035 года. Те же планируемые объемы добычи указаны в принятой в начале апреля Энергостратегии России на период до 2035 года. При этом перспективы наращивания российского экспорта угля строятся исключительно на вере.
© ВашГород.ру
Комментарии