За спиной жителя Новосибирска Александра Филиппова три приговора по делу об убийстве его младшего брата Леонида. Обвинительный — один. Два года в колонии строгого режима. Верховный суд. Освобождение. Казалось бы, точка в деле поставлена. Но прокуратура вновь обжаловала приговор.
Страшная находка
Трагедия в семье Филипповых произошла 28 апреля 2014 года. В своей квартире был найден мёртвым студент Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Леонид Филиппов. Его тело обнаружил старший брат Александр.
В Новосибирск парни перебрались из Усть-Илимска, оба поступили в НГТУ и жили в однокомнатной квартире — Лёня занимал зал, а под комнату Саши была переоборудована кухня. По словам Александра Филиппова, их отношения с Леонидом нельзя было назвать особенно близкими в силу разных интересов. Но, если возникала необходимость, молодые люди всегда помогали и выручали друг друга.
В тот роковой день 28 апреля 2014 года Саша проснулся около 12 часов дня (накануне засиделся за компьютером и уснул поздно), сел за компьютер, а в три часа в дверь постучали.
«Я сначала не отреагировал на стук, так как был уверен, что гости пришли не ко мне, а к Лёне. Но в дверь настойчиво стучали. Я вышел из комнаты и открыл дверь в комнату брата, он лежал на полу лицом вниз. Я подумал, что он спит, дотронулся до него, но Лёня не подавал признаков жизни», — вспоминает Александр Филиппов.
В шоковом состоянии он закрыл дверь в комнату, где находился Лёня, и пошёл открывать входную. На пороге стояли два незнакомых молодых человека. Они искали Леонида, объясняли, что их отправили из деканата вуза, так как у Леонида проблемы с учёбой.
Попрощавшись с молодыми людьми, Александр позвонил маме, вызвал полицию. Прибывшие полицейские, по словам собеседника, не зафиксировали следов насильственной смерти.
Из свидетелей — в подсудимые
Однако на теле умершего имелись травмы — ссадины на лице, перелом носа, колотое ранение в живот. Следователи возбудили уголовное дело по факту убийства. Изначально Александр Филиппов проходил по нему как свидетель.
Проведённая экспертиза установила, что смерть наступила в результате механической асфиксии от закрытия отверстий рта и носа твёрдым тупым предметом. На вопрос, каким именно, у стороны обвинения ответа нет до сих пор.
В начале июля 2014 года Александра Филиппова задержали — уже как подозреваемого.
Независимые эксперты и сторона защиты уверены: речь об убийстве не идёт. Они считают, что Леонид сам свёл счёты с жизнью. Дело в том, что на месте происшествия были обнаружены использованный шприц, упаковка от лекарственного средства, а на теле умершего — след от укола. Позже экспертиза установит наличие лекарственного препарата в крови умершего. По версии защиты, травмы, обнаруженные на теле Леонида, стали результатом падения.
«Бракованный» приговор
В марте 2016 года судья Дмитрий Самулин вынес в отношении подсудимого оправдательный приговор. Спустя два месяца (30 мая 2016 года) Новосибирский областной суд его отменил и направил дело в Ленинский районный суд на новое рассмотрение. А вскоре Дмитрий Самулин ушёл в отставку.
«Приговор в отношении Филиппова был вторым оправдательным приговором, постановленным мной за последнее время и отменённым вышестоящим судом как незаконный. Эти отмены были официально оценены как „брак“ в моей работе. При этом по первому из этих приговоров, лицу, на мой взгляд, также ошибочно попавшему на скамью подсудимых, после повторного рассмотрения дела было назначено наказание в виде реального лишения свободы. Служебному преследованию по этим фактам я не подвергался, однако они во многом повлияли на принятие мной решения об отставке», — рассказывал Самулин в сентябре 2016 года.
Подробности собеседник не уточнил, пояснив, что в соответствии с Кодексом судейской этики судьям запрещены комментарии по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов.
«К сожалению, это требование распространяется и на судей в отставке. Вместе с тем, полагаю возможным сообщить Вам, что моё мнение по этому уголовному делу, детально изложенное мной в оправдательном приговоре, в настоящее время не изменилось», — подчёркивал тогда бывший судья.
Виновен
24 июля 2017 года Ленинский районный суд Новосибирска признал Александра Филиппова виновным в убийстве брата. Дело рассматривала судья Екатерина Кашина. Молодого человека приговорили к 8,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Почти два года, с июля 2017 по апрель 2019, Саша провёл в колонии № 18 в Октябрьском районе Новосибирска.
Адвокаты дважды подавали апелляцию. В ноябре 2017 года Новосибирский областной суд оставил обвинительный приговор без изменений. Аналогичное решение принял президиум Облсуда в феврале 2019 года.
Снова под подозрением
Сторона защиты обратилась в Верховный суд. В марте прошлого года ВС постановил назначить заседание в кассационном порядке в президиуме Новосибирского областного суда. Спустя месяц обвинительный приговор был отменён. Александра Филиппова освободили. Дело отправили на новое рассмотрение.
В конце декабря 2019 года судья Артём Хоменко вынес оправдательный приговор. Однако прокуратура обжаловала его. Сейчас снова идут судебные заседания. На втором из них гособвинитель заявил три ходатайства: о проведении судебно-медицинской и почерковедческой экспертиз и о запросе в банк для уточнения операций, совершённых в 2014 году.
Необходимость провести почерковедческую экспертизу сторона обвинения видит в том, что на чеке об оплате по безналичному расчёту стёрлась информация о владельце карты. Речь идёт о чеке за покупку того самого лекарства, которое было обнаружено в крови умершего Леонида Филиппова. Защита считает, что это обстоятельство не является основанием для проведения экспертизы.
Что же касается запроса в банк, то, по словам Александра Филиппова, такое ходатайство он сам заявлял ещё в 2017 году. Но тогда прокурор не поддержал его. Кроме того, по закону данные о финансовых операциях хранятся в банке в течение пяти лет. То есть информацию об операциях 2014 года вряд ли можно будет получить.
Несмотря на возражения и доводы защиты на третьем заседании, которое прошло 2 июня 2020 года, суд удовлетворил все ходатайства гособвинителя. Рассмотрение дела продолжается.
Комментарии