Для удобства жителей в городе планируют запустить сервис, где можно будет узнать категорию участка
К зеленым зонам относится участок земли, который приподнят относительно проезжей части и огорожен бордюром, имеет газон, деревья и кустарники. Парковка на подобных участках превращает зеленые зоны в грунтовые площадки: летом образуется пыль, а в дождливую погоду – грязь, которая выносится на асфальт. Кроме того, нарушается благоустройство – уничтожается трава и кустарники, причиняется вред деревьям.
«Нас настораживает, что количество зеленых зон ежегодно уменьшается. В прошлом году был 31 участок с утраченным благоустройством, а в 2024-м – 42», – сказал Наиль Минвалеев. Он добавил, что газон водители, как правило, губят весной, когда снег растаял, а трава еще не взошла. Автолюбители укатывают рыхлую землю, поэтому трава там не растет.
Собеседник отметил, что в Казани практика организации экопарковок (стоянка, засеянная газонной травой и укрепленная газонной решеткой – прим.ред.) не прижилась. Как показал опыт, большой трафик разрушает растительность. «Это наглядно демонстрировалось на улице Пушкина. С нашей точки зрения, если в проекте благоустройства прописано, что это экологичная парковка, то пусть она будет сделана с использованием других материалов. Все остальное давайте будем все-таки считать зелеными зонами, которые надо сохранять», – заявил спикер.
Ежедневно инспекторы УАТИ или районных администраций фиксируют автомобили, припаркованные на зеленых территориях. Они фотографируют транспортное средство, находят собственника, после чего составляют протокол.
Нарушения фиксируют и в автоматическом режиме передвижными аппаратными комплексами, которые работают в связке с оцифрованными границами зеленых зон. Для этого задействованы две машины. Два раза в год технику проверяют на соответствие требованиям в Центре стандартизации, метрологии и испытаний Санкт-Петербурга. «Аппаратные комплексы фиксируют правонарушения, после чего формируется административный материал, который передается в комиссию», – уточнил начальник управления.
Сообщить о парковке на зеленой зоне могут и сами жители. Для этого нужно обратиться в районную администрацию или в УАТИ. В сообщении нужно указать адрес, дату и время фиксации, прикрепить фотографию.
«Если этого не сделать, жителей пригласят в качестве свидетелей для оформления материала. Иногда граждане не приходят, поэтому мы не можем подтвердить правонарушение. Но сообщение без внимания мы не оставляем, включаем этот участок в маршрут движения – периодически так попадаются нарушители», – пояснил Наиль Минвалеев.
Штраф за парковку на зеленых зонах составляет 2–3,5 тысячи рублей для физических лиц, от 5 до 20 тыс. рублей для должностных лиц, от 50 до 100 тыс. рублей для юридических лиц. Если гражданин не согласен с наказанием, то в течение двух месяцев он может обжаловать постановление. За шесть месяцев 2024-го было обжаловано 79 материалов.
Узнать о наличии штрафа можно несколькими способами: на портале госуслуг.рф в разделе «Оплата по квитанции» («Штрафы»); на портале госуслуг.рт во вкладке «Услуги ГИБДД»; в личном кабинете портала KZN.RU (вкладка «Штрафы админкомиссии»); а также в чат-боте. Напомним, последний способ стал доступен в сентябре. Функционал позволяет увидеть фото нарушения, получить информацию о месте и времени его совершения, а также узнать о сроках оплаты штрафа. Кроме того, пользователи могут настроить подписку, чтобы получать уведомления о наложенных взысканиях.
Копии постановлений направляют по месту регистрации правонарушителей заказными почтовыми отправлениями. Документ можно получить в бумажном виде в отделении почты или в виде электронного заказного письма на сайте «Почты России», на портале госуслуг.рф (для этого нужно подключить услугу «Госпочта» в разделе «Настройки и безопасность»).
В ближайшее время срок получения штрафов сократится до двух-трех дней. Как уточнил спикер, это станет возможно за счет автоматической отправки данных о правонарушителях в управление административно-технической инспекции.
Сейчас в Казани оцифровывают границы зеленых зон – охватить весь город одним этапом работ не получится. К примеру, только в Советском районе Казани в этом году обустроят 570 тыс. кв.м газона. Оцифровку участков начали с территорий, которые были обновлены по республиканской программе «Наш двор». На сегодня оцифрованы 30% из них.
«Мы понимаем, что весь город за один период мы не охватим, но потихоньку череда определения границ в цифре будет реализовываться. Здесь еще успех заключается в том, что цифровизация стала входить в моду», – поделился мнением Наиль Минвалеев. Он добавил, что заполнением реестра занимается управление информационных технологий и связи, а УАТИ пользуется их программным продуктом для автоматической фиксации: «Коллеги не останавливаются ни на день. Мы видим положительный результат. Теперь уже данные об оцифрованной зеленой территории есть в нашем программном комплексе». Затем в реестр планируется добавить информацию о зеленых зонах, расположенных вдоль дорог, в парках и скверах.
На основе реестра в этом году для жителей планируют запустить сервис, где можно будет узнать, относится ли участок к зеленой зоне, анонсировал спикер.
Как отметил Наиль Минвалеев, приобретая автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать. Самое простое и доступное решение – оставить во дворе, но зачастую они переполнены. В некоторых случаях помогает реализация программы «Наш двор» – в этом году благодаря работам в Казани появилось 5 тысяч парковочных мест.
Обустроить стоянку во дворе могут и сами жители. Для этого нужно подготовить схему организации движения с заездами и выездами, согласовать ее с Госавтоинспекцией, управлением архитектуры и градостроительства города, а затем приступить к работам. Например, так поступили жители домов по ул.Четаева – на средства ТСЖ они обустроили 29 машино-мест с внешней стороны одного из здания.
«Если есть возможность обустройства парковок во дворах, то, пожалуйста, делайте. Некоторые горожане собирают средства и благоустраивают территорию щебнем, а где-то – асфальтовой крошкой. Хочется, чтобы инициатива благоустроить двор исходила от каждого казанца. Сохранение двора в чистоте и уюте зависит только от каждого из нас. Нужно уметь беречь насаждения – Казань будет зеленеть, а нам и нашим гостям будет приятнее на нее смотреть», – обратился к жителям Наиль Минвалеев.
Он добавил, что есть муниципальные территории, где жители также часто паркуются, поэтому такие участки стараются включить в программу капитального ремонта дорог или благоустройства, чтобы сделать парковку за счет бюджета города, средств спонсоров или заинтересованных лиц.
«Главное, что такие парковки содержат: зимой чистят снег, а летом убирают мусор. Эта тема начинает прирастать новыми объектами. Понятно, что разом мы все не решим, но такая потребность есть, путь ее удовлетворения также обозначен и на практике реализован. Но задача муниципалитета не решить проблему с личным транспортом, автомобиль – это роскошь, в приоритете находятся пешеходы», – резюмировал начальник УАТИ.