В ногу со временем: как педагоги-блогеры из Казани учат школьников и вдохновляют коллег

Три специалиста рассказали, откуда берут идеи для контента, какую площадку считают самой удобной и как совмещают хобби с основной работой

Фото: личный архив Радика Хабирова

Радик Хабиров привлек к себе внимание в прошлом году, когда стал полуфиналистом телешоу «Классная тема!». А в 2024-м он победил в конкурсе «Учитель года – 2024» на республиканском уровне и представил Татарстан на федеральном этапе. По итогам состязания Радик Хабиров выиграл спецприз и в скором времени пройдет стажировку в гимназии им.Е.М.Примакова – это крупнейший гуманитарный кластер страны.

Главная цель преподавателя – увлечь людей наукой, сделать свой предмет интересным взрослым и детям, поэтому он решил вести блог в социальных сетях «ВКонтакте» и Telegram, где публикует короткие ролики или небольшие посты с интересными фактами. Как отметил Радик Хабиров, во многом его поддержали ученики, которые рассказывали друзьям о педагоге. На сегодня преподаватель суммарно имеет почти 7 тысяч подписчиков.

По мнению блогера, «Вконтакте» и Telegram – это доступные и удобные платформы. Самыми популярными публикациям становятся ролики от 30 до 50 секунд с интригой и разгадкой. «Современный мир полон информации, дети находятся в непрерывном потоке самых разных данных, поэтому короткий формат считаю самым удачным», – рассказал учитель. В своих видео он раскрывает тему, но сохраняет интригу, чтобы подпитать у учеников интерес для самостоятельного изучения темы, поэтому ролики могут использоваться как на уроках в школе, так и в качестве домашнего задания.


Темы для материалов учитель выбирает самостоятельно, отталкиваясь от того, что может быть интересно ученикам и учителям в проведении занятий. «Самое сложное – написать сценарий, который позволит за 30 секунд создать интерес к теме, раскрыть суть явления и оставить место для размышлений и собственных вопросов учеников», – признался Радик Хабиров.

На создание одного материала у педагога уходит минимум час. Сначала подбирается правильный фон, чтобы максимально раскрыть тему через звук и картинку, дальше происходит сама съемка, а после учитель обрабатывает и публикует материал на страницах. «Самое приятное – следить за просмотрами и лайками», – отметил Радик Хабиров. Посты педагога во «ВКонтакте» набирают порядка 100 лайков, а в Telegram – около 50 реакций.

Одним из самых популярных роликов учителя-блогера стал материал про шерсть белых медведей – публикация посвящена теме теплопроводности. «После просмотра видео дети задавали дополнительные вопросы, то есть у ребят возник интерес, ради чего я этот ролик и создавал», – рассказал педагог.

В дальнейшем Радик Хабиров планирует привлекать учителей и учеников к совместной работе над контентом и осваивать новые инструменты монтажа.

Эльнара Гусейнова начала вести блог после того, как стала частью Форума классных руководителей. Педагог публикует контент в социальной сети «Вконтакте» – по мнению жительницы Казани, эта платформа удобная, доступная и имеет интересные инструменты для работы и обучения.

Сейчас у Эльнары Гусейновой насчитывается более 2 тыс. подписчиков. В своем блоге она публикует образовательный материал и информацию, которая может пригодиться учителям, ученикам и их родителям. Педагог работает в разных форматах: текст, презентация, видео и др. По словам собеседницы, она любит искусство и старается активно использовать его в блоге.


В этом году Эльнара Гусейнова стала послом Форума классных руководителей, поэтому сейчас она публикует контент о событиях, связанных с мероприятием и классным руководством.

«Цель моего блога – рассматривать различные сферы жизни, в частности образование, с позитивной точки зрения. Людям важно научиться видеть в окружающем мире прекрасное!» – поделилась Эльнара Гусейнова.

Идеи для публикаций у нее возникают в процессе работы, во время прогулки или при посещении культурных учреждений. Также учитель вдохновляется вопросами или успехами учеников, например, она разместила в блоге документальный фильм ученицы, созданный в рамках школьной проектной работы. «Хочется, чтобы успехи учеников вдохновляли на развитие и достижение еще лучших результатов других детей», – сказала Эльнара Гусейнова.

Она отметила, что создание контента занимает от минуты до трех-четырех часов, а иногда требуется потратить на пост день или два, если возникает необходимость куда-то выезжать. «Я могу пойти в музей, чтобы найти интересный экспонат для обсуждения, или посетить библиотеку, которую в дальнейшем можно посоветовать подписчикам блога», – объясняет Эльнара Гусейнова. В подготовке материалов ей иногда помогают ученики: они берут интервью у учителей, своих сверстников, снимают видео, принимают участие в фото- и видеосъемках.

«В дальнейшем хотелось бы усилить взаимодействие с учениками и их родителями в направлении развития моего блога. Только совместными усилиями можно создать что-то уникальное и важное для окружающих», – считает Эльнара Гусейнова.

Ерлан Аймаганбетов приступил к ведению блога в социальной сети «ВКонтакте» после посещения Форума классных руководителей в 2022 году. Тогда, как отмечает педагог, его жизнь кардинально изменилась во всех смыслах. За это время на блог учителя подписались более 2 тысяч человек, среди которых – ученики и их родители, коллеги и близкие.

На своей странице блогер публикует посты, посвященными образованию и искусству. Периодичность выхода публикаций зависит от количества мероприятий, но чаще – не более трех постов в неделю. Ерлан Аймаганбетов придерживается четкого контент-плана. Медиаграмотности, написанию интересных постов, съемке клипов, правильному выстраиванию стратегии присутствия и многому другому педагог научился на Форуме классных руководителей.


«Ведение блога – это большая помощь мне как педагогу. На уроке я – учитель, дающий знания, а на своей странице я показываю, что педагоги могут быть еще и социально активными. К примеру, они участвуют в конкурсах, посещают концерты или смотрят фильмы. Это все привлекает учеников, они оставляют комментарии, а в школе делятся своим мнением», – рассказал Ерлан Аймаганбетов.

Контент дополняют и совместными проектами с учителями из других городов и республик. В их числе – клип о местах, связанных с композитором Петром Чайковским. В видео приняли участие преподаватели из Елабуги, Удмуртии, Ульяновской области. В свою очередь Ерлан Аймаганбетов рассказал подписчикам о музыкальной школе №1 им.П.И.Чайковского. Еще одним таким проектом стали «Вкусные новости», где педагоги из Набережных Челнов и Елабуги в домашней обстановке с чаем и татарской национальной выпечкой подводят итоги месяца.

«Мои ученики – главный источник вдохновения. Мы с ними путешествуем по Татарстану, ездили в Иннополис и Свияжск. Таким образом создавались совместные видеоклипы для блога. С учениками мы ведем свой канал в «Сферуме», который называется «Вкусные треугольники». С этим каналом мы вошли в топ-50 команд России от цифровой площадки «Сферум» и получили памятные подарки из Москвы», – рассказывает учитель.

В дальнейшем педагог желает начать снимать образовательные обзоры в формате клипов. «К ведению блога я отношусь как к хобби, конечно же, я выстраиваю это так, чтобы оно ни в коем случае не пересекалось с моей основной работой и не мешало мне быть учителем. К каждому из подписчиков я отношусь с уважением и трепетом, потому что каждый из них делится мнением, что дает мне стимул создавать контент», – сказал педагог.

Камила Вильданова, Басира Агазаде, Диляра Гафурова
Фото: Денис Гордийко, личный архив Эльнары Гусейновой, Министерство образования РТ