Рустем Гафаров призвал усилить работу по недопущению несовершеннолетних к управлению электросамокатами
Один из несчастных случаев произошел 22 июля на пересечении улиц Патриса Лумумбы и Гвардейской. Водитель грузового автомобиля при повороте сбил подростка, который, не спешившись, передвигался на личном электросамокате на разрешающий сигнал светофора. В результате ребенок 2008 года рождения скончался на месте. На момент ДТП школьник исполнял обязанности курьера, подрабатывая в летние каникулы в одной из компаний доставки.
Между тем правила пользования электросамокатами запрещают управление ими лицами, не достигшими 18-летнего возраста. В случае выявления таких фактов производится блокировка аккаунта клиента. Однако работа в данном направлении кикшеринговыми сервисами ведется слабо, считает Газизов. «Все мы регулярно становимся свидетелями того, как несовершеннолетние на электросамокатах пересекают проезжую часть по пешеходным переходам, не спешившись, передвигаются на одном электросамокате по 2-3 человека», – сказал он.
Рустем Гафаров заявил, что руководителей сервисов доставки необходимо привлекать к ответственности в случае, если курьеры, передвигаясь на электросамокатах, не знают правила дорожного движения либо нарушают их.
Сотрудники Госавтоинспекции за семь месяцев текущего года составили около 800 административных материалов по привлечению к ответственности нарушителей на СИМ.
Одним из крупнейших операторов микромобильности в Казани является компания Whoosh (наряду с ним на рынке представлены Юрент и велошеринг Зеленый город). Ее услугами пользуются 200 тыс. человек. За прошлый год они совершили на СИМ почти 1,5 млн поездок на дистанции более 3 млн км, отметил в своем выступлении операционный менеджер ООО «ВУШ» Артур Фахрутдинов.
По его словам, более 99% поездок на электросамокатах Whoosh в городе проходят без нарушений. Оператор эксплуатирует 4,8 тысячи средств индивидуальной мобильности.
«Электросамокаты стали заменой личным автомобилям при передвижении на короткие дистанции, что подтверждается количеством транспортных поездок, доля которых составляет 81% от общего числа на примере сервиса Whoosh», – считает Фахрутдинов.
Чтобы снизить риск ДТП, СИМ от Whoosh не разгоняются быстрее 20 км/ч, оснащены тормозами, светоотражателями, подсветкой и фарой. В зонах ограничения скорости скорость СИМ автоматически снижается до 5–15 км/ч, а в местах запрета движения –самокат блокирует возможность передвижения до выхода из зоны.
Спикер добавил, что после масштабной работы по распространению знаний ПДД среди пользователей СИМ Whoosh ввел новые штрафы и повысил размеры уже существующих. Размер санкций теперь достигает 100 тыс. рублей. Так, за поездки на СИМ лиц младше 18 лет выписывается штраф в размере 10 тыс. рублей и блокируется аккаунт в сервисе. С полным списком штрафов можно ознакомиться по ссылке.
С начала 2024 года с целью противодействия пользования нарушителями самокатов Whoosh заблокировано около 4 тыс. пользователей, что равно общему количеству заблокированных пользователей за весь 2023 год. Чтобы сократить инциденты, ежедневно в городе за техническим состоянием самокатов и порядком их размещения следят 100 сотрудников компании. Увеличено количество зон ограничения скорости и запрета движения. Нанесено 860 цветографичесих разметок на согласованных местах парковки и т.д.
Для предотвращения аварий и нарушений компания в 2024 году выпустила 4 собственные технологии, которые позволяют не допускать или останавливать небезопасные поездки: антитандем против поездок вдвоем, тестирование на скорость когнитивных реакций перед стартом, авторизация через банковские ID для идентификации пользователя и проверки его возраста и собственный граф навигатора для построения безопасных маршрутов с учетом ям, инфраструктуры, переходов и предыдущей аварийности.
Помимо этого, компания реализует добровольные программы страхования аналогичные ОСАГО и КАСКО.
«Необходимо сделать анализ, сколько ДТП приходится на одну единицу СИМ, и понять, какие еще меры нужно предпринять для снижения аварийности. В первую очередь необходимо усилить работу по недопущению несовершеннолетних к управлению электросамокатами», – дал поручение Рустем Гафаров.
«В свою очередь, пользователи СИМ должны четко понимать, что нарушение правил влетит им в копеечку, не говоря уже об угрозе жизни и здоровью как самого самокатчика, так и других участников дорожного движения», – резюмировал он.