Журналистка посетила столицу РТ в день празднования юбилея парка «Черное озеро»
Отвечая на вопросы казанцев, Саша Сулим рассказала о том, что удивляет ее при работе над своими выпусками. «Я часто задаю вопросы следователям и оперативникам, спрашиваю, как они говорят с преступниками, – делится она. – Например, бывший следователь Исса Костоев вспоминал, что называл Андрея Чикатило панибратски «Михалыч». В этом смысле это сближает следователей и журналистов: чтобы добиться своего, нужно сделать так, чтобы собеседник чувствовал себя спокойно и комфортно, после этого он начинает говорить».
Особенность true-crime выпусков журналистки – наличие комментариев с участниками расследования уголовного дела, потерпевшими или врачами, которые проводили экспертизы разного рода. Помогает в поиске героев команда блогера, а если выйти на связь с ними не удалось, то журналистка не работает над таким сюжетом.
«Моя роль – качественно взять интервью. Я исхожу из того, что если пообщаюсь с человеком, который в этом участвовал, то я максимально приближусь к делу», – отмечает гостья Казани. Она добавила, что если героя удалось найти быстро, то на работу над выпуском уходит от нескольких дней.
Рассказала журналистка и о подводных камнях жанра true-crime. По ее словам, в открытых источниках много ложной информации, которая вводит читателей в заблуждение. Например, недавно она работала над выпуском про преступника, которого нашли якобы по характерному узлу, который он применял в своих злодеяниях – именно таким способом были перевязаны качели в одном из дворов. Однако, когда Саша Сулим встретилась со следователем, работавшим с этим делом, он спросил журналистку: «Вам про качели или правду?».
«Нюанс такой – информация о true-crime, которую мы видим на сайтах или в фильмах, часто придумана. В данном случае было три разных и ярких поворота, но все оказались ложью. Сейчас я понимаю, что нужно все проверять. Если не нахожу человека, связанного с преступлением, и есть только информация в открытом доступе, то я не делаю выпуск, чтобы не плодить ложь», – разъясняет блогер.
True-crime становится все популярнее, в связи с чем возникает проблема романтизации преступников и преступлений. Саша Сулим поделилась своим мнением по этому поводу: «Романтизация – это законы жанра, нам нравится смотреть фильм, герою которого мы сопереживаем. Но в true-crime тогда нужно выводить на первый план не преступника, а следователя. В интервью нужно правильным – нейтральным – тоном задавать вопросы», – советует спикер.
По работе у Саши Сулим есть возможность знакомиться и общаться с людьми, которые оказались в разных и сложных жизненных ситуациях. Один из слушателей лекции спросил у журналистки, как она относится к героям своих выпусков.
«Не в моих принципах оценивать собеседников. Мне интересны разные люди, поэтому хорошо, что есть возможность задавать вопросы, понимать их, открывать что-то для себя», – ответила журналистка.
Работа над true-crime выпусками подразумевает почти ежедневное изучение уголовных дел, что может омрачать обычную жизнь. Саша Сулим рассказала, что со временем журналисты, как и врачи, становятся циничными, потому что «невозможно каждый день переносить такое количество ужасных подробностей».
«Я стала относиться к этим фактам, как к набору вводных, из которых мне нужно сделать историю. Если бы я принимала их близко к сердцу, то не занималась бы таким жанром, – объяснила гостья Казани. – Я не очень люблю true-crime, в обычной жизни я не потребитель такого контента, но мне нравятся интересные истории или ее подача».
Журналистка подчеркнула, что цель ее выпусков – показать людям, что нужно быть внимательными друг к другу. «Тогда может и преступлений будет поменьше», – считает спикер.
Саша Сулим отмечает, что хочет поработать в столице РТ. «Я впервые в Казани, собрала «Олимпийский», влюбилась в город, людей и атмосферу. Хочется вернуться сюда, пока я в поиске тем, но некоторая информация уже появлялась на моем канале, например, о казанском феномене», – отметила она.
Наибольшую известность журналистке принесла серия работ о серийном убийце из Ангарска Михаиле Попкове, которого приговорили к пожизненному сроку в 2015 году. По словам самой Саши, за это время она написала тексты о преступнике, взяла у него интервью, подготовила несколько роликов и выпустила книгу «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России».
«Я поехала в Ангарск, чтобы написать репортаж о следователе, который работал с делом. Меня не заинтересовала фигура Михаила Попкова, мне казалось, что он – не главный герой этой истории. Я столкнулась с хорошими полицейскими, которые болеют своим делом, работают всем ветрам назло, ставят свое предназначение на первое место и это приносило результаты – зло, которому они противостояли, переставало множить смерти», – вспоминает лектор.
Как отмечает журналистка, спустя время она решила поговорить с самим Михаилом Попковым, чтобы отследить, как он стал преступником, что он при этом чувствовал, и как злодеяния стали его повседневностью.
«Я сидела напротив него, вглядывалась и осознавала, что никогда бы не подумала, что этот человек может такое совершить, – говорит журналистка. – Эта история гораздо обширнее, чем личность Михаила Попкова, она содержит много других подводных историй, например, как строились отношения и взаимодействия у коллег в полиции. Когда я столкнулась с судьбами людей, которые каждый день встречаются со злом, я поняла, что в этих расследованиях содержится гораздо больше информации про жизнь, людей и их качества, чем про преступления».
Блогер напоминает, что после этого работала над материалами о других преступлениях. «Мне в целом было интересно исследовать природу зла. Следуя за этим порывом, я стала отыскивать его различные виды, старалась их изучать. К счастью или к сожалению, когда говоришь с людьми, совершившими преступления, понимаешь, что нас не так уж многое и отличает», – отмечает она.