Победитель городского этапа конкурса «Учитель года» 2021 года – о любви к профессии, ярких исторических личностях и молодых преподавателях.
Алексей Валерьевич, поздравляем вас с победой в конкурсе! Вы обошли в городском туре 68 учителей, как вам это удалось?
А.Ч.: Секрет прост: «Делай, что делаешь, и тогда обязательно будет результат». И у меня были сильные наставники – опытные педагоги нашей школы, многие из них сами участвовали в конкурсе. Также меня поддерживали семья и родные. Подвести такую мощную команду я попросту не мог. К тому же директор школы уже несколько лет предлагала мне участвовать в конкурсе, а я отказывался, хотел набраться больше опыта – все-таки это большая ответственность.
Но расслабляться некогда – впереди республиканский этап, а значит, пора готовиться к нему.
Конкуренция между участниками была жесткая?
А.Ч.: Напротив. За время конкурса мы все очень сдружились, и мне бы хотелось продолжить со многими общение. Вообще на конкурсе собрались очень сильные учителя. Итальянский философ Антонио Грамши считал, что людей будущего будут готовить те учителя, которые искренне любят свою Родину. В конкурсе участвовали именно такие учителя, и мы вместе воспитаем еще не одно поколение умных, талантливых детей.
Почему решили стать учителем?
А.Ч.: Моя бабушка работала в школе, мама больше 30 лет преподает, так что я учитель в третьем поколении. В школе мне нравились предметы естественнонаучного цикла, до 9 класса хотел стать учителем биологии, но все изменилось после прочтения «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эту книгу я нашел, когда перебирал домашнюю библиотеку. Очень увлекла, на одном дыхании прочитал. Так заинтересовался историей XIX века, позже советской эпохой. К 10 классу решил связать свою жизнь с историей. Биологию не перестал любить, но все же прошлое мне стало нравится больше.
Чем именно история вас привлекла?
А.Ч.: В истории есть большое количество примеров для подражания, мощные характеры. Например, князь Василий II Темный – он 25 лет воевал с собственными братьями, но эти интриги сделали его только сильнее, и он не сдался, да еще и власть отстоял. Или итальянский военачальник Джузеппе Гарибальди – собрал тысячу добровольцев и захватил Сицилию. И таких ярких образов очень много. Я всегда своим ученикам говорю: «Поставьте себя на место людей, которые жили в те времена, смогли бы вы сделать другой выбор?». Такие дискуссии не только сближают, но и помогают понять историю.
А кто еще для вас настоящие герои своего времени?
А.Ч.: Народники 1874 года – движение студенческой молодежи, они, начитавшись западной литературы, вышли в народ с просвещением. Они жертвовали своим благополучием, чтобы объяснять сложные вещи крестьянам. Это большое подвижничество, и мне кажется, что эта идея актуальна и сегодня. А вообще, у каждой исторической эпохи есть свои деятели. Наше время тоже породит своих героев, или они уже есть, просто мы их еще не видели.
История – объемный предмет, для изучения которого нужны усидчивость и терпение. Как увлечь детей уроком?
А.Ч.: Ко всем классам подход разный. Но главное мое правило – говорить обо всем максимально просто. Историю как предмет можно не любить, но данная наука развивает память, а это точно пригодится каждому в жизни. На уроках я использую лайфхаки, помогаю детям легче освоить предмет. Вот, например, 5 марта 1953 года – день смерти Сталина, за сто лет до этого, в 1853 году, началась Крымская война, а в 1753 году Елизавета Петровна утвердила доклад, который фактически предусматривал отмену смертной казни в Российской империи. Так, запомнив одну дату можно проследить знаковые события в других годах и веках. И детям это нравится. Также можно преподносить информацию через яркие образы, понятные школьникам, даже самые скучные темы можно сделать интересными, оживив материал.
Вы помните свой первый день работы в школе?
А.Ч.: Конечно (смеется). Это было 1 сентября 2015 года, я только окончил университет, передо мной сидел 10 класс, и, только увидев меня, ребята спросили: «Что, новенький?». Как бы я ни старался, они меня не слушали, тогда в середине урока я заговорил на английском языке. Это привлекло внимание учеников, и воцарилась тишина. Первые несколько лет работы я посвятил тому, чтобы утвердить свой авторитет, было важно показать ученикам, что я – учитель, а значит, главный на уроке. Мне мама всегда говорила: «Если на уроке не будет дисциплины, то и урока не будет». Но даже в самые тяжелые моменты желания уйти не было, я знал, на что шел.
Быть молодым учителем – это значит держать козырь в рукаве или наоборот в чем-то проигрывать?
А.Ч.: Я не провожу сильную границу между собой и учениками, но при этом сохраняю субординацию. На уроке я главный, а на перемене мне ничего не стоит обсудить с мальчиками фильм про супергероев, а с девочками – телешоу. Важно быть на одной волне с детьми, понимать их, разбираться в молодежной культуре и даже мемах, только так можно выстроить грамотную коммуникацию.
Кстати о телешоу. Вы участвовали в телевизионной игре «Что? Где? Когда?». Расскажите об этом.
А.Ч.: Да, в «Что? Где? Когда?» я и сам играл в студенчестве, да и сейчас с командой часто собираемся. И по телевизору смотрю эту передачу. И вот мне случайно в книге попался интересный исторический факт, и я отправил вопрос на игру – предложил команде знатоков отгадать, что держали в руках посетители кабаков XIX века, когда произносили слова из королевского гимна Швеции. Команда Константина Рудера и знатоки не смогли ответить, а правильный ответ был карты. Для меня это был интересный опыт.
А сами на телевизионную игру не хотели бы попасть?
А.Ч.: Нет, мне и со своей командой играть нравится. Это хобби, не более того.
Скажите, какие качества важны сегодня для учителя?
А.Ч.: Преподаватель должен быть стрессоустойчивым, разбираться в современной культуре, интересоваться жизнью молодежи и, конечно, любить детей – это актуально вне времени.