Профессор КФУ: «Иногда лучше покормить птиц хлебом, чем вообще оставить их без еды»

Почему без голубей и ворон город столкнется с нашествием крыс и как обычная соль может стать ядовитой для пернатых, читателям рассказал орнитолог Ильгизар Рахимов.

Фото: Город Казань KZN.RU

«Уничтожив голубей, мы спровоцируем большие проблемы»

Ильгизар Ильясович, давайте для начала поговорим о голубях. Откуда эти птицы появились в городе?

И.Р.: Сизый голубь – не из наших широт, это птица южного происхождения, средиземноморский тип. В природе голуби обитают в гористой местности, в районе Передней Азии близ Средиземного моря, в горах – в Пиренеях, Апеннинах и так далее. Это места происхождения голубей как дикого вида. Но уже тысячелетия прошли с того момента, как голуби начали осваивать города, и сейчас это повсеместно обитающая птица. Вне городов практически мы их не видим.

Основная причина вхождения птицы в города и его сближения с человеком – это кормовая база. Голубь – птица зерноядная. Поэтому еще во времена античности, как только люди начали развивать сельское хозяйство и выращивать зерно, это спровоцировало скачок численности голубей в городах. Голубь сам «пришел» к нам, начал находить корм и постепенно освоил антропогенный ландшафт.

Вы говорите, это зерноядная птица. Но сейчас они, кажется, едят все?

И.Р.: Свое пристрастие к растительным кормам они не утеряли, это природное свойство осталось за ними. Это видно хотя бы по тому, что именно у зерноядных птиц есть хорошо развитый зоб, это мы и наблюдаем у голубей. Но сейчас мы замечаем, что для синантропных видов – то есть для обителей городов – характерен в большей степени уже политрофизм. Политрофные организмы питаются разной пищей. Я сам наблюдал, как голубь ел вареную рыбу. Причем я бы не сказал, что это от большого голода – это просто приспособление к условиям жизни в городах.

Порой складывается ощущение, что голубей в городе в разы больше, чем других птиц…

И.Р.: На самом деле сейчас в Казани голубей не так много. Летом, например, их вообще мало. Лидерами по количеству в летнее время являются воробьи, зимой – галки и вороны. А всего в городе сейчас обитает порядка 200 видов птиц.

Нам кажется, что голубей много из-за того, что они более заметны, образуют скопления как раз там, где бывают люди – около рынков, складов, свалок и так далее. И у человека складывается впечатление, что голубей много, но на самом деле это не так. Еще лет 20 назад в Казани, например, можно было наблюдать просто сотни тысяч голубей. А сейчас, если эти птицы рассредоточатся на большой территории, то мы их даже не заметим.

Почему их стало настолько меньше? Как можно контролировать численность голубей?

И.Р.: Дело в том, что люди в современных городах просто не создают им условий для воспроизводства. Помните, как раньше строили пятиэтажки? Обязательно наверху было вентиляционное окно на чердак. Голуби в огромных количествах гнездились там. Сегодня же, в условиях борьбы с терроризмом, это все очень строго контролируется, окна закрыты, чердаки недоступны.

С другой стороны, сама архитектура, особенности высотных домов с застекленными балконами не дает голубям возможности гнездиться. Поэтому их становится меньше.

И.Р.: Нет, за это можно не беспокоиться. Хотя, конечно, если люди поставят такую цель – она достижима. Например, в Китае в 50-60-е годы прошлого столетия поставили цель истребить воробьев из-за того, что они якобы съедают рис в больших количествах. И у них получилось. Правда, взамен у них стали в огромных количествах размножаться гусеницы-вредители. В итоге Китай закупал воробьев, в том числе у нас, снова они их разводили.

А что тогда может случиться, если истребить голубей? Они тоже, наверное, приносят какую-то пользу? Какова их роль в экосистеме города?

И.Р.: В случае с голубями ситуация будет другая. Предположим, мы уничтожим их. Что мы получим? Мы не только лишим себя удовольствия общаться с ними, но и спровоцируем большие проблемы, и вот почему.

Мы сами создали голубям условия для жизни в городах, и в первую очередь источник их питания – пищевые отходы. Ежегодно сизые голуби на наших свалках съедают сотни тысяч тонн пищевых отходов! И это же все органика, которая бы гнила, портилась, создавала дополнительный источник инфекции. В свою очередь это провоцировало бы активное размножение крыс, с которыми никто бы не конкурировал за источники еды, а ее было бы намного, просто в разы больше. В этом смысле голуби, как и врановые птицы, являются санитарами-очистителями. К тому же в городах много сорной растительности, семена которых они тоже едят.

«Если видим нахохлившегося голубя, который сидит в парке с больным видом, мы не пытаемся его спасти»

Голубей нередко называют «летающими крысами». Они же питаются на свалках, значит, могут быть опасны?

И.Р.: Голуби действительно могут быть причиной возникновения и рассадником инфекций – это доказанный факт. Это всевозможные орнитозы, кишечные инфекции и так далее. В этом плане нужно просто быть достаточно осторожными, не трогать их, не контактировать, не пытаться кормить с рук. Особенно важно объяснить это детям, потому что они зачастую могут ловить больных голубей, жалеть их. Если мы видим, что где-то в парке около скамейки сидит нахохлившийся голубь с больным видом, то проходим мимо, ни в коем случае его не трогая и не пытаясь спасти. Чаще всего эти птицы уже обречены и не нуждаются в помощи.

Говорят, что инфекцию они могут передавать и без контакта, по воздуху? Это правда?

И.Р.: Совершенно верно. Предположим, мы говорим про птичий грипп. Это болезнь, которая, по сути, передается через дыхательные пути. Первые источники наблюдали в Азии, когда люди заходили в птичник, где высыхает помет, создается пыль, люди вдыхают ее и заболевают. Плюс птичий пух может вызывать аллергию. Нужно, опять же, соблюдать осторожность. Вот сейчас люди носят маски, респираторы – это хороший способ сохранить здоровье. Можно надевать такую маску перед тем, как выбросить мусор, если вы знаете, что рядом с контейнерной площадкой обитает много голубей.

Голуби – это символ любви, их запускают в небо на свадьбах, именно этих птиц рисуют на валентинках. Они действительно такие верные, любящие птицы?

И.Р.: Скажу по секрету: более неверных супругов, чем голуби вы вряд ли найдете. С февраля по ноябрь голуби активно гнездуются, за это время они успевают вывести 3-4 поколения птенцов. Выживают, конечно, не все. Они откладывают немного яиц, в среднем по два, и начинают высиживать их, сменяя друг друга. Первые три часа сидит самка, потом она начинает подзывать партнера. Он прилетает, сменяет ее, она улетает подкормиться, попить. Но если он не прилетит на ее зов, то она просто встает и улетает – ее время закончилось! Свое время «отдежурила», самец должен был заменить ее. В итоге кладка гибнет. Начинаются новые поиски партнера.

Но и во время гнездования они не хранят верность. Вот мы видим, как голуби постоянно воркуют, но ведь еще в феврале или марте они пару себе уже сформировали. Самец активно ухаживает, спаривается, при этом где-то у него в гнезде может сидеть самка с птенцами, к которой он потом вернется. Так что голубиная верность – это миф.

«Врановые – это интеллектуалы в птичьем мире»

Ильгизар Ильясович, открыв сегодня окно утром, первое, что я услышала – это крики ворон. Кажется, их в Казани просто несметное количество…

И.Р.: Просто сейчас такой период, весна, они привлекают к себе внимание, конкурируют за территорию, поэтому и такие шумные. Зимой число ворон в городе увеличивается максимум до 200-300 тысяч, а летом у нас гнездится примерно 800-900 пар, не больше. Для территории такого большого города это крайне немного. Вообще, если смотреть в процентном соотношении, то у нас получится, что 50% птиц – это галки, 40% – вороны и около 10% – грачи, которые сейчас перестали улетать на зиму на юг.

А вороны тоже приносят какую-то пользу городу?

И.Р.: Вороны – еще большие санитары, чем голуби. Голуби – это невольные подъедатели, а вороны это типичные полифаги, которые едят и животных, и растительные корма, и пищевые отходы.

Хотя увеличение численности ворон может и вред принести – это хищные птицы, они уничтожают других полезных птиц, разоряют гнезда мелких воробьиных, нападают на птенцов. У нас вот стригут кусты летом, а в них гнездится масса птиц – коноплянки, славки, очень полезные редкие певчие птицы, которые являются украшением любого парка. После стрижки куста гнездо оголяется, и вороны его легко могут разорить.

Правда ли, что вороны очень умны? В интернете есть масса роликов с экспериментами, когда вороны решают сложные задачи.

И.Р.: Врановые – это интеллектуалы в птичьем мире. Они умеют четко оценивать ситуацию. Даже во время прикорма они смотрят, кто их кормит, оценивают, можно ли подлететь поближе. То есть они наблюдают и понимают: мужчина дает корм или женщина, молодой человек или старый. Никогда они не теряют бдительность, в отличие, например, от голубей.

Вообще по уровню интеллектуального развития лидируют врановые птицы и попугаи. Последнее место занимают голуби – даже курица умнее сизого голубя. Из домашних птиц самые умные гуси. Это все ученые выясняют в ходе экспериментов.

В этом году в Казани зимовал дубонос

Ильгизар Ильясович, хотелось бы поговорить и о других птицах. Почему в Казани так много уток можно наблюдать в течение всего года? Например, на Булаке видим, как люди кормят их и зимой, и летом.

И.Р.: Лет 20 назад, когда появились первые сигналы о зимовке отдельных особей уток в городе, для нас это было сенсационным событием. А сейчас зимующие утки уже никого не удивляют. Многие связывают это с климатом – глобальным потеплением. Но скорее всего роль в этом тоже сыграл человек, благодаря которому в городе сохраняется открытая вода, незамерзающие водоемы. В такие водоемы сливается техническая вода. Да, она очищенная, но все-таки она теплая и не замерзает, поэтому уткам легче переждать зиму в таких водоемах, чем лететь на юг.

Для всех водоплавающих птиц нужна открытая вода, если она есть, значит, утка не умрет, это для нее и защита, и корм. В воде много ресурсов – остатки растений, водоросли, моллюски.

А какие еще птицы остаются на зимовку у нас в городе?

И.Р.: В этом году, например, уже есть два сообщения о том, что в Казани зимовал дубонос. Это очень интересная перелетная птица. Остаются также жаворонки, зяблики, дрозды-рябинники, в этом году много было зеленушек.

Вообще, зимовка тех или иных птиц в городе зависит от локальных условий, архитектуры, способа гнездования, ландшафта. И еще есть такой фактор – кто успел, тот и занял территорию. Поэтому в одном регионе, но в разных городах, набор обитающих там птиц может сильно различаться.

Среди водоплавающих на зимовке у нас наблюдаются нырок красноголовый, хохлатая чернеть – редкая перелетная птица. То есть постепенно круг перелетных птиц, которые зимуют у нас, расширяется.

Чомга, орлан-белохвост и другие редкие птицы появляются в Казани

Ильгизар Ильясович, а появляются ли в нашем городе птицы из других широт?

И.Р.: Да, орнитологи постоянно отмечают появление тех или иных видов птиц. Например, в последние годы постоянно встречается орлан-белохвост – вид, включенный в международную Красную книгу. Он был замечен в Кировском районе недалеко от храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани Иваном Грозным. В этой акватории, начиная с сентября и в течение примерно месяца, обитает орлан-белохвост.

Около 10 лет назад мы также обнаружили в нашем городе гнездо синицы ремеза. Это очень интересная птица, которая вьет гнездо из растительного пуха.

Образование полноводных водохранилищ привело к появлению большого количества чайковых птиц. Например, поселились у нас чайки черноголовые, которые раньше встречались только на юге. Можно встретить таких птиц, как кулик-шилоклювка, ходулочник – это тоже южные виды.

В последние годы внимание людей привлекает птица чомга, ее появление тоже стало для нас сенсацией. Она вдруг стремительно ворвалась на водоемы Казани – именно ворвалась, потому что орнитологи ожидали, что появятся нырки, чернеть, но чомгу никто не предполагал увидеть. Это уткоподобная птица с длинной шеей, очень красивая, яркая. Ее легко отличить от других еще и по ее поведению: она плавает, потом вдруг резко ныряет под воду, исчезает – и через некоторое время появляется на расстоянии 10-15 метров от этого места. За последние 10 лет эта птица освоила даже самые мелкие водоемы в Казани.

Чем можно кормить птиц? Правда ли, что если уток кормить хлебом, можно причинить им вред?

И.Р.: Конечно нет. Да и кто будет специально для птиц отпаривать зерно? Вряд ли кто-то за это возьмется. Как правило, мы подкармливаем птиц тем, что остается со стола. Главное – помнить о нескольких основных правилах. Самый сильный яд для птиц – это соль, поэтому соленой пищей их нельзя кормить. Лучшее решение – кормить просто семечками, но только сырыми, жареными – нельзя. А что касается хлеба – знаете, иногда лучше покормить, чем вообще оставить без еды. Пища у птиц переваривается быстро – это необходимо, чтобы пернатые оставались легкими, могли летать. Поэтому они всегда в поиске еды.

Где можно увидеть редких, интересных птиц? Нужны ли какие-то навыки или техника, чтобы наблюдать за пернатыми и поближе с ними познакомиться?

И.Р.: Нужно много ходить и смотреть, обязательно с биноклем – без него никак. Желательно при себе иметь хороший определитель – книгу с картинками, чтобы можно было опознать птицу. Конечно, первые экскурсии в лес или на водоем могут показаться полным хаосом: везде все поет, щебечет, пищит, мелькает. Но здесь важен опыт, внимательность и желание – увидеть и услышать, если речь идет о певчих птицах.

В Казани красивых и редких птиц, прежде всего, можно увидеть на озере Лебяжьем, прилегающем к нему лесопарке. Несмотря на то, что часть этой территории окультурена, все-таки по-прежнему она остается лесом. В этих местах еще можно встретить соловьев и других птиц. Также их можно наблюдать в крупных парках – в парке им.Горького, например, к которому прилегает побережье Казанки. Вообще на Казанке со стороны Чаши вплоть до моста Миллениум обитает много интересных птиц в прибрежной растительности. Там и чомгу можно встретить, и чернеть, и нырков. Как я уже говорил,  главное – терпение, наблюдательность и желание.