Шестьдесят лет назад, то есть в 1961 году, в СССР был объявлен бой лентяям и бездельникам. Разработаны меры борьбы с паразитическим образом жизни и главным его проявлением – тунеядством.
Лозунгом этой борьбы стало выражение «кто не работает, тот не ест», которое подразумевало: чтобы пользоваться общими благами, все должны трудиться.
Официально тунеядцем считался человек, неработающий четыре месяца в году. Таких осуждали, «песочили» на собраниях и даже привлекали к исправительным работам. Конечно, помните известный гайдаевский фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика»?
Некоторых даже уголовно преследовали. Известно, что 13 февраля 1964 года по обвинению в тунеядстве был арестован поэт Иосиф Бродский. Судья не соглашалась признать будущего Нобелевского лауреата литератором. Диалог выглядел так.
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом... Не пытались кончить вуз, где готовят... где учат...
Бродский: Я не думал, что это дается образованием. Я думаю, это... от Бога...».
Как ни пытались профессора-филологи и известные переводчики Эдкинд и Адмони объяснить суду, что сочинения и переводы – нелегкий труд, все было напрасно. Бродского приговорили к максимуму, предусмотренному указом о тунеядстве – пяти годам принудительных работ в отдаленной местности, которой оказалась Архангельская область. Там он занимался полевыми работами, был кровельщиком... Позже он даже вспоминал то время как одно из лучших в жизни.
Последние годы наши депутаты периодически озвучивали идею вернуть статью за тунеядство, признав паразитами общества тех, кто не работает полгода, не регистрируется на бирже труда и не оформляется официально.
У этой неоднозначной инициативы всегда находилось достаточно противников.
Окончательную ясность в вопрос, работать или не работать, похоже, внесла новая Конституция, закрепив за трудом понятие «свободный». То есть принудительный труд запрещен. Гражданам дано право на отдых и на свободное распоряжение своими способностями, а также выбором рода деятельности и профессии.
Теперь вопрос – как распорядиться этой свободой? Пока же одна часть общества продолжает работать (иногда уместно слово «вкалывать»), другая – социально паразитирует.
Но главная печаль даже не в этом. Труд стал обесцениваться как в буквальном смысле – все чаще за чертой бедности оказываются те, кто работает (такой вот нонсенс!), так и в моральном. «Болеть за дело», «выбирать профессию по велению сердца» в какой-то момент перестало быть важным ориентиром. А жаль...
Любовь Позднякова : НашеВремя