Чистый четверг, страстная пятница: что значит каждый день недели перед Пасхой

2024-05-01 02:00:01

С понедельника, 29 апреля, у православных верующих начинается Страстная седмица – особенное время перед Пасхой, когда Церковь вспоминает крестные страдания Иисуса Христа. О значении этой недели и о том, как ее провести – в материале sputnik.kz

 

Великий пост подошел к Страстной седмице. Фактически он завершается на этом как период покаяния, переходя в новый этап перед Великим Воскресеньем.

Вся эта неделя до светлого Христова Воскресенья, посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово "страсть" означает "страдание"). Для православных это возможность снова стать свидетелями этих евангельских событий.

Эта седмица (неделя) имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, тогда как в славянской традиции это название встречается редко. Зато все дни Страстной седмицы в восточном православии называются Великими.

Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм). Зато в быту и в современной церковной периодике именование "Страстная седмица" стало популярным.

В эти дни верующим предписывается строгий пост "ради Страстей Христовых", которые Он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече светлого Христова Воскресения.

Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Свечи в Свято-Вознесенском кафедральном соборе в Алматы
© Sputnik/Ертай Сарбасов

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых.

В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением.

Великий понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы.

Согласно Евангелию, проклятие смоковницы случилось как раз в первые два дня седмицы сразу после входа Господня в Иерусалим: в понедельник Христос увидел смоковницу и проклял, не найдя на ней плодов, во вторник же ученики обнаружили, что она засохла. Церковь рассматривает это событие как науку для христиан: человек, не приносящий плода, погибает.

Великий вторник

Единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах.

Никольский храм в Алматы
© Sputnik / Тимур Батыршин

Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов. Притча о десяти девах вводит новую тему – близости Второго пришествия Спасителя.

Великая среда

В этот день воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании, в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.
Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую Среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

Великий (Чистый) четверг

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В память об этом в Великий четверг, во время богослужения в кафедральных соборах, совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.
Многие полагают, что "чистым" четверг назван именно благодаря этой традиции.

Еще одна теория происхождения названия "Чистый четверг" гласит, что в раннехристианские времена людей крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост, поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед крещением и Пасхой они приводили себя в порядок. Это закрепилось и в народных традициях.

Свято-Успенский кафедральный собор в Астане
© Sputnik / Владислав Воднев

Согласно им, нужно рано утром, до восхода солнца, умыться, читая молитву. Затем принято проводить тщательную уборку в доме. После этого можно браться за приготовление пасхальных блюд. По поверьям, в неубранном доме запрещается печь куличи и красить яйца.

Но, предупреждает Православная Церковь, стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении. И, самое главное, в этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.

Страстная пятница

Самый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа.

День посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя, а также снятию с креста Его тела и погребения. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Литургии в Великую Пятницу не бывает, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

Люди в церкви на фоне распятия
© Sputnik / Тимур Батыршин

При пении особого тропаря священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении (воскурение кадилом) фимиамом. Плащаница размещается на особо приготовленном столе (гробнице).

Священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.

Великая суббота

В Великую субботу (служба начинается вечером в пятницу) Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. А так же пребывание Его тела во гробе, сошествие душою в ад, для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием читаются пред Плащаницей 15 паримий. В них собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему людей от греха и смерти.

Богослужебное пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола вместо "Аллилуиа" поется семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли".

Возрождение храма: церковь в Аксу "кочевала" от мастерских до частного дома

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча".

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость праздника Воскресения Господа. Это та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".