Здравствуйте Толеген Мукатаевич!
- Вам, как активному члену общества старейшему депутату такой вопрос: - Известно, что возникли противоречия по налоговому законодательству, отозвали закон на доработку, дело дошло до президента. Есть противоречие между бизнес-сообществом и представителями власти. В чём по вашему кризис, может быть, недальновидность в решении этого вопроса для будущих поколений, можете прокомментировать?
Вопрос хороший, по налоговому кодексу много споров противоречий. Я помню 30 лет назад налоговый кодекс был из семи страниц сейчас на 700, которые наверное даже налоговики не читают.
Налоговый кодекс делают по заданию президента, предпринимателям нужно было доказать, что это неправильно делалось. Само законодательство, это привычка думать в краткосрочной перспективе, что у нас депутатов, что у правительства слишком много недопонимания, поэтому развитие мягко говоря не идёт и не пойдёт.
- А в чём по вашему недальновидность в восприятии со стороны налоговиков, силовиков?
Смотрите если взять ту же практику по сделкам, какое-то странное законодательство по лжепредприятиям. Ну собрали 600 млрд. тг. налогов по сделкам, забрали бизнес-оборотку, 27.000 предприятий позакрывалось и многие предприятия начали уходить с областей. Почему-то Карагандинскую область не полюбили, по моим данным несколько тысяч предприятий перерегистрировались по другим областям.
Это мы сейчас собрали, но мы должны собрать и в последующем, а мы зарежем это предприятие, нашей оборотке подорвали налоговую базу для следующих поколений.
Яркий пример краткосрочного мышления; - быстро сейчас пополнить бюджет это; - давайте быстро зарежем, дойную корову.
Этот принцип к сожалению сейчас превалирует, я не обвиняю рядовых налоговиков, но кто-то же пишет эти инструкции.
Только те кто нормативные акты пишут, в частной беседе многие налоговики понимают абсурдность такой системы, это очень плохая перспектива думать на такой короткий период.
- По вашему, а как народ относится к тому, чтобы быстро зарезать дойную корову, народ информирован, поддерживает, понимает перспективы этого?
Я тоже над этим вопросом много думал, и в целом про менталитет нашего народа. Мы часто сталкиваемся с избирателями, большинство предпочитает например; немедленно пробить детскую площадку; - краткосрочную задачу, а не то что на перспективу надо например; новый коллектор, очистные системы.
Водоподготовке народом должного внимания не уделяется, потому, что это долгосрочный вопрос, а во дворе детская площадка - это краткосрочный, немедленный.
Мы сами к сожалению даже в бытовых, жизненных делах часто предпочитаем краткосрочные эффекты.
- Что в связи с этим было замечено предпринимателями по доработке закона, со стороны аппарата президента по имеющимся противоречиям?
Я так думаю; - сейчас в первую очередь нужно убрать принцип ответственности за налоговые обязательства контрагентов, этого не должно быть.
И сам налоговый кодекс, налоговая льготы у нас недропользователям, банкам, которые и так неплохо живут.
Но, которые в долгосрочной перспективы страну к процветанию не приведут.
Президент поставил задачу по удвоению ВВП, но это можно сделать только за счёт обрабатывающей промышленности, нарастив её долю, повысить производительность труда.
Мы должны включить человеческий фактор, это не значит, что мы в два раза начнём нефти больше добывать, в два раза больше руды.
Но, обрабатывающая промышленность без человеческого фактора быть не может.
Я считаю в этом плане жива идея, которую мы пропагандируем; создание кооперативов, артелей и им дать налоговые льготы, преференции в сфере промышленности, строительства.
Тогда, мы включим механизм действия; самый главный ресурс - человеческий, у нас люди будут заинтересованы.
Налогооблагаемая часть заработной платы под 50%. Это огромная нагрузка на заработную плату, нужно сделать так, чтобы обрабатывающая, промышленность, коллективы в строительстве должны быть определены в кооперативы, в артели и налог бы им был 10%. И распределение прибыли между работниками в кооперативах и артелях, 50%, работников должны быть членами кооператива. Тогда мы придём к настоящему, народному капитализму, появится стимул повышать квалификацию, возникнет настоящий казахстанский патриотизм, и тот предел который президент поставил увеличить ВВП два раза, будет превышен.
Это вполне достижимо, главное включить механизм государственного регулирования, что в строительном кодексе, что в законодательных документах, то есть заинтересуем конкретных работников, каменщиков, токарей.
В получении прибыли каждый будет знать, что он причастен и сможет развивать, повышать свой высокий уровень в обрабатывающей промышленности, строительстве и прочих предприятиях.
Спасибо за интервью Толеген Мукатаевич!
Интервьюер С. Шемякин.
Присоединяйтесь к обсуждениям в телеграмм канале перейти