Часть 1.
Корреспондент Спикер1:
Как корреспондент представляю рекламно- информационное агентство, новостной портал «Любимый город». Когда то в прошлом, работал на ВТБ горным мастером и в Центральной диспетчерской службе. На самой шахте им. Костенко работал на проходке. Для наших читателей, слушателей, зрителей, которые не очень вникают во все тонкости и меня лично мучает такой вопрос; Вы сейчас сказали, что причина взрыва не установлена, но было там превышение метана. Когда лично я работал, для меня, чтобы что-то взорвалось, надо было очень сильно постараться, ну прям все обстоятельства в одну кучу собрать там, если не диверсия, конечно.
И возвращаясь к одной своей обязанности в прошлом, а это диспетчерская, хотел спросить, может вы ответите может быть нет, но все-таки. В диспетчерской ведь сохраняется и фиксируется ежечасно, ежеминутно вся информация, которая идет с датчиков шахты.
То есть, если даже вы что-то отключили там, то по этим датчикам, по этой информации записывающей, там все видно. Либо там липа идет, то есть там замазали, отрезали, оторвало, либо это идет реально. Такая синусоида переменная, где показывается концентрация, уменьшение газа, то есть вентилятор включили, выключили, это все фиксируется.
Было ли зафиксировано случайная ли это было или отключали датчики, был ли выброс действительно, зафиксировали ли в центральной диспетчерской службе такой факт?
Толеубаев Елтай бывший директор шахты Северная. В 1980 годы работал в службе "Техники безопасности", совместно с УСШМД (Управление СпецШахтМонтажДегазация), о событиях происходящих порядка 40 лет назад Спикер 2: Я отвечу; фактически, чтобы давать уголь и процесс шел и замазывали, и заделывали показания превышение, чтобы не выключало энергию. Это происходило, датчик перекрывали, поэтому, где порядок хороший, там нормы соблюдались, а где дисциплина плохая, то это происходило.
Корреспондент Спикер 1:
Я лично останавливал участки потому что, отставал водяной став например, не было опыления, не стояли полки с инертной пылью или с водой или отставал вентиляционный став. И если бы это все выполнялось и сработала бы защитная аппаратура, надо очень постараться чтобы взорвалось. Вы то-то хотите добавить?
Нина Грознова Спикер 3:
Защитная аппаратура на шахте есть. Она вся автоматическая. Сейчас новые приборы Davis Derby, которые это все фиксируют. Аппаратура DD, датчики которой работают в автоматическом режиме, при фиксации превышения газа метана срабатывают датчики и происходит выключение электроэнергии. И все малейшие колебания записываются и передаются не только на шахтк, но и в угольный департамент. За этим за всем следят.
И аппаратура работает, аппаратура срабатывает, все что вы сказали, все мероприятия проводятся, почему я об этом говорю, я сама работаю на шахте. Конечно я не в этих отделах работаю, но в настоящее время. Она бы сработала в штатном режиме, отключив всю электронику. Она срабатывает всегда, и в аварийном режиме, и в штатном.
Корреспондент Спикер 1:
Но в данном конкретном случае она зафиксировала выброс?
Нина Грознова Спикер 3:
В данном конкретном случае я не могу вам сказать, потому что тут должен специалист об этом говорить. Здесь, из присутствующих, этого специалиста нет. Если вы захотите, можно собрать конференцию с той же шахтой Костенко. Есть работники, которые вам могут на это ответить.
Корреспондент Спикер 1: Представьтесь пожалуйста.
Нина Грознова Спикер 3: А, я Грознова Нина Вячеславовна, супруга главного инженера Грознова Николая Николаевича.
Часть 2.
Кандидат технических наук, представитель совета ветеранов Виктор Яковлевич Чайка Спикер4:
Мне так кажется, ответы можно найти в акте спецкомиссии, есть вот такой толстый талмуд, я весь день читал-читал, там есть опросы, показания, создано 6 спец комиссий, и эти заключения лежат в акте спецкомиссии, акт вот такой здоровенный. Когда будет проходить заседание на третьем этаже, у Лукина, (должность у него, технический инспектор от профсоюза, он член этой комиссии) желающие полистайте, можете найти много ответов на всевозможные вопросы в актах спецкомиссии.
Спикер 7:
А в следственном отделе это все есть?
В. Чайка Спикер 4: Конечно, в следственном отделе, эти наши материалы, 70 страниц, которые мы им передали, они все взяли, сфотографировали и сказали, учтем. Учтут или не учтут? Это как вилами по воде. Вот мы будем молчать, так и забудут!
Спикер 5:
Они как учтут, если они не специалисты. Они следователи, юристы, они будут верить заключению экспертов, поймите правильно. Всегда, когда не профессионал, привлекают экспертов. Но, к сожалению, как я и говорил, эксперты слабые, и они не всех пригласили.
В. Чайка Спикер 4: Надо привлечь этих российских экспертов. Как привлечь? Хотя бы они что-то посмотрели в заключение, сказали, да, это правильный работает. Но это неправильно, это не то, это не то, потому что у них спец лаборатория по исследованию. И самое интересное у них в заключении, что во время взрыва при смешивании метана с угольной пылью ударная волна снижается.
Мы все считали, что, когда угольная пыль с метаном взрыв еще сильнее. Нет, они доказали, что смешение метана с угольной пылью снижает ударную волну, то есть, как сланцевый заслон. А их обвиняют, у вас там пыли море. Да, была пыль, но надо было специальное оборудование, специальную бригаду, которая каждый день, каждый месяц или каждую неделю должна это делать. Но у них не было возможности, людей не было, без техники нельзя было это сделать.
Корреспондент Спикер 1: Виктор Яковлевич, вопрос; вы сказали обратиться к специалистам, чтобы этот вопрос с российскими спецами не повис в воздухе, как вы себе это представляете, кто это должен сделать?
В. Чайка Спикер 4: Ну мы так думаем, что профсоюзу наше обращение отправим, профсоюз ХРАУ имеет возможность и право. Департамент по правам человека, куда мы тоже будем обращаться, они тоже от своего имени могут как-то повлиять, попросить, отправить, привлечь экспертов с России. Надо что-то делать, не сидеть и ждать.
В. Чайка Спикер 4:
Обращении есть, обследовавшее НИИ находится в г. Кемерово, ул. Ленинградская дом 10.
Спикер 6:
Говорили же, что была Российская комиссия.
В. Чайка Спикер 4:
Но я не нашёл её, в этом толстом томе я не нашёл ничего. Ничего нет, были и ушли. Почему? Наверное, потому, что независимые. Но надо ходатайствовать перед судом.
Присутствовали:
1. От Совета ветеранов НПК – 3 чел. (Чайкв В.Я., Оспанов К., Толеубаев Е.Т.)
2. Жены обвиняемых ИТР – 9 чел.
3. От адвокатов обвиняемых ИТР – 2 чел. (Есинбеков Т., Баховская Н.Г.)
4. От СМИ – 3 чел. («Газета для пенсионеров», «Индустриальная Караганда» «Казахстанская Правда»)
5. От НИИ охраны труда по Карагандинской области МСЗ РК – 1 чел. (директор НИИ Омарова А.Т.)
6. От интернет-портала «Любимый город» - 1 чел. (Шемякин С.)
Были приглашены, но не явились 3 чел. председатели профкомов «Коргау», «Кауглепроф ш.Костенко».
Справочно: Каждому участнику встречи (19 чел.) были вручены набор документов (10 стр.) по теме встречи: Обращение Совета ветеранов, письмо генерального директора АМТ Панир, Справка по добыче угля и мизерном финансировании «АМТ» на охрану труда за 2000-2007гг., читать далее
Корреспондент РИА "Любимый город" Сергей Шемякин