В сфере электронной торговли не уменьшаются факты мошенничества. В связи с этим в закон «О защите прав потребителей», который на сегодняшний день находится на рассмотрении в мажилисе парламента, вносятся правки, передает ИА «NewTimes.kz».
Так, в 2023 году в департамент торговли и защиты прав потребителей этого региона поступило 544 обращения, из них 213 были удовлетворены, возвращено 11,7 млн тенге. В том числе по линии электронной торговли поступило 71 обращение от физических и юрлиц, из них положительно рассмотрены 27, потребителям вернули в общей сложности 1 392 000 тенге.
По темпу роста обращений, поступивших в департамент торговли и защиты прав потребителей по области Жетысу, сфера электронной торговли находится на третьем месте после розничной торговли и бытовых услуг.
В своем выступлении и. о. руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Айдос Дауешев отметил, что законопроектом предлагается приравнять интернет-ресурсы, используемые в целях реализации товаров, к торговым объектам.
«В свою очередь это позволит исключить правовые неточности в данном сегменте. Помимо этого, предлагается расширить определение термина «электронная коммерция», что позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей услуг и работ», — говорится в сообщении.
По данным начальника следственного управления департамента полиции области Жетысу майора полиции Нурболата Шаму, по итогам 2023 года в целом на территории области зарегистрировано 648 фактов интернет-мошенничества, рост составил 22,9% (2022 год — 446).
Общее раскрытие преступлений данного вида составило 3,9%. Из 648 уголовных дел, зарегистрированных в сфере интернет-мошенничества, 141, или 21,7%, направлены в суд.
По результатам расследования принято решение о прекращении 90 уголовных дел, или 63,8%. По 489 делам, или 75,4%, уголовно-процессуальные сроки расследования прерваны.
Помимо этого, ожидаются следующие изменения в законопроекте:
- введение гражданско-правовой ответственности в виде штрафа на субъекты предпринимательства судом по иску и в пользу общественного института потребителей в том случае, если нарушение прав потребителя не устранено на досудебном этапе;
- введение института омбудсмена по защите прав потребителей является также одним из новшеств законопроекта и другие.
Вместе с тем департамент осветил вопросы подачи обращений посредством единой информационной системе защиты прав потребителей E-tutynyshy.
Присоединяйтесь к обсуждениям в телеграмм канале перейти