Возвращаясь к напечатанному:  

https://lyubimiigorod.ru/news/one/625e6a284fbec

Продолжение часть 2:

Предложения по реорганизации рынка электроэнергии

(в рамках обсуждения предлагаемого Минэнерго проекта

«Концепции развития электроэнергетической отрасли до 2035 года»)

 

Единый закупщик, общенациональный тариф, рынок располагаемой мощности, балансирующий рынок и рынок новой мощности, целевое инвестирование и запрет на извлечение прибыли, как необходимый набор для нормализации текущего состояния и обеспечения развития электроэнергетики Казахстана

 

Общенациональный и стабильный тариф на электроэнергию, как стабилизатор общей ценовой ситуации в стране – главная задача реформы электроэнергетики

 

В качестве преамбулы

Шокировавший казахстанцев размороженный Экибастуз стал очередным предупреждением: с энергетикой надо срочно что-то делать! Но напрашивающееся повышение тарифов не есть выход. Наоборот, традиционные для Казахстана 8-10% ежегодной инфляции переходят теперь, благодаря привносимой инфляции самого доллара, в коридор от 20% и выше. С чем, точно, не готовы мириться население и бизнес и чему не готово противодействовать правительство. И это только начало, - мир вступил в кризисный фазовый переход и теперь в течение всех обозримых лет основным вызовом для сохранения стабильности в Казахстане становится вопрос способности правительства не допустить ценовой дестабилизации. Тарифы на электроэнергию, без которой не может существовать ни экономика, ни социальная сфера, становятся в таком контексте ключевым политико-экономическим фактором.

И в целом совершенно не случайно, что именно электроэнергетика, четверть века назад опущенная в приватизацию и коммерциализацию в рамках общего формирования экспортно-сырьевой экономики, самой первой буквально уперлась в барьер невозможности не только развития, но и просто дальнейшего существования в рамках такой экономической модели.

   

Кризис исчерпанности мощностей в электроэнергетике

Характерно, что электроэнергетика, только в последние два-три года вышедшая на объемы выработки и потребления последних лет существования Казахской ССР и, соответственно, столкнувшаяся с необходимостью отсутствующего за все три десятилетия суверенитета постоянного ежегодного прироста мощностей, первой натолкнулась на невозможность такого наращивания в рамках нынешней экономической модели вообще и устройства рынка электроэнергии в частности.

Иллюстрацией служит случившийся 25 января нынешнего года блэкаут, погасивший электроснабжение в Узбекистане, Киргизии и на юге Казахстана, начатый выпадением 1200 МВт мощности на Сырдарьинской ГРЭС. После чего отключились все три ВЛ-500, связывающие Северную зону Казахстана с Южной, с дальнейшим распадом частей общей энергосистемы на изолированную работу. Общие выводы по системной аварии:

- накопившийся дефицит как генерации, так и пропускной способности межсистемных линий по всей Центральной Азии, соответственно, ограниченная способность получать мощность из достаточно профицитной энергосистемы России и пока еще сохраняющей профицит Северной энерго-зоны Казахстана;

- отсутствие, при физически общей энергосистеме Россия – Центральная Азия единой диспетчеризации и общей противоаварийной автоматики.

Для понимания ситуации стоит заметить, что блэкаут в отнюдь не пиковые по нагрузке 12 часов дня, произошел в момент, когда энергосистема Казахстана имела формальный запаса располагаемой мощности порядка 2 ГВт, при фактической нагрузке не превышающей 16 ГВт. Однако уже тогда, в условиях неплановых аварийных ремонтов, она работала на пределе возможностей. В прошедший зимний сезон со стороны регулирующей частоту энергосистемы РАО ЕС Казахстан получал от 500 до 800, а в отдельные моменты и до 1500 МВт.

Еще более драматически складывается ситуация на перспективу, отражаясь в утвержденных Минэнерго «Балансах электрической энергии и мощности до 2035 года». На предстоящий зимний сезон, при максимуме нагрузки (округлено) 17,6 ГВт и располагаемой, с учетом всех запланированных вводов, мощности 19,5 ГВт, в балансы официально заложен дефицит 1,6 ГВт. На уровне 2035 года максимум нагрузки вырастет до 22,7 ГВт, располагаемую мощность предстоит увеличить на 8,3 ГВт, до 27,8 ГВт, и при этом дефицит не исчезает, а всего лишь снизится до 730 МВ.

Чрезвычайно иллюстративен набор мощностей, с помощью которого Минэнерго собирается покрывать рост нагрузок в оставшиеся до 2035 года тринадцать лет. Это и старание выполнить политическую установку на доведение выработки ВИЭ до 30%, и достаточно трезвая констатация необходимости едва ли не полного дублирования тех же ВИЭ в реалиях местного климата. В результате энергетике предлагается развиваться сразу в три стороны – атом, солнце-ветер и газ, фактически утраивая затраты ресурсов и времени.

Так, к 2035 году должны быть введены два блока по 1200 МВт на Балхашской АЭС, мощность ветровых станций доведена до 6084 МВт, малых ГЭС до 2165 МВт, солнечных до 1932 МВт и биогазовых до 117 Мвт. Одновременно предстоит повысить мощность ГТУ до 3361 МВт и ПГУ до 1850 МВт. При этом в балансах располагаемой мощности специалисты Минэнерго трезво закладывают только 20% мощности ветровых установок, от малых ГЭС ожидают только 30%, а отдача от солнечных станций показана нулевой. Другими словами, большая часть построенного будет простаивать именно тогда, когда энергосистеме предстоит проходить пики нагрузок!

И в целом, если посчитать всю закладываемую в «Балансы …» Минэнерго новую устанавливаемую мощность, то для покрытия прироста максима нагрузки с 2022 по 2035 год величиной всего чуть более пяти гигаватт (5085 МВт), придется, ради выполнения политической установки на «зеленую энергетику», затратить средства на возведение разнообразных генерирующих мощностей общей величиной более шестнадцати с половиной тысяч (16517 МВт) Гигаватт!

Примечательно, что в балансах Минэнерго вообще не отражен и вопрос обеспечения газом....             Продолжение читать жми здесь

 

Всегда свежие новости на нашем Telegram канале ПОДПИШИСЬ

Наш You Tube канал СМОТРЕТЬ

Поделиться информацией для публикации в новостях на WhatsApp