Что покупают казахстанцы в интернете

2022-05-18 12:58:41

С развитием цифровизации и массовым переходом на онлайн-формат электронная торговля стала драйвером ключевых изменений как в мировой, так и в казахстанской экономике. Торговые онлайн-площадки сегодня доступны с любого смарт-устройства.

Тем временем в Казахстане к апрелю 2022 года насчитывалось уже более 17 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету — плюс 5,7% за год и сразу плюс 83,1% за десятилетие. Также в РК зарегистрировано 2,8 млн абонентов фиксированного интернета — плюс 4,9% за год и двукратный рост за десять лет. Уровень проникновения интернета в РК считается высоким даже в сравнении с развитыми странами, что говорит об отличном потенциале для продвижения электронной коммерции, сообщает Ranking.kz

Уже сейчас мы наблюдаем стремительные темпы перехода всех рыночных формаций в онлайн. В последние годы объём безналичных платежей показывает рост в несколько раз. По итогам первого квартала текущего года сумма достигла 19,1 трлн тг — в полтора раза больше, чем годом ранее. Более того, объём безналичных платежей всего за один квартал 2022-го превышает показатели полного 2019 года на 43%, а полного 2018-го — в 28 раз. Колоссальный многократный рост показателей в секторе очевиден на графике.

Заметим: на онлайн-платежи, совершённые при помощи интернета и мобильного телефона, пришлось 84,2% объёмов безналичных расчётов.

Подобная динамика — общемировой тренд. По данным Nasdaq, к 2040 году до 95% всех покупок будет совершаться в интернете.

Что покупают казахстанцы в интернете

Параллельно с увеличением объёмов безналичных платежей в РК растут и показатели электронной торговли. Если в 2018-2019 годах доля e-Trading составляла 2,9% и 3,8% соответственно, то уже в 2020-м показатель подскочил почти в 3 раза и достиг 9,7%. Более того, если рассматривать пользователей интернета, купивших товары и услуги онлайн, то их доля выросла с 15,6% в 2019 году до 17,7% в 2020-м.

Сейчас купить в сети можно что угодно, начиная от обычных товаров для каждодневного использования и заканчивая редкими и эксклюзивными вещами. Наиболее распространёнными в РК категориями товаров, приобретаемых онлайн, являются:

• одежда, обувь, спортивные товары;

• продукты питания;

• товары для домашнего пользования;

• лекарства;

• услуги телекома;

• многое другое (электронное оборудование; финансовые и страховые услуги; компьютерные товары и т. д.).

Более того, с развитием технологий казахстанцы получают доступ и к более крупным покупкам. Так, к примеру, в интернете можно приобрести автомобиль: большинство крупных автодилеров РК успешно практикуют онлайн-продажи. Активизацию в секторе стимулировали пандемия и сопутствующие ей ограничительные меры и локдауны.

Новой реальностью в РК стало онлайн-приобретение недвижимости. К примеру, через сайт холдинга BI Group или в приложении BIG App (собственный продукт компании) можно приобрести квартиру онлайн за считанные минуты, при том, что оффлайн на это уходит около трёх дней. Для покупки достаточно сделать несколько шагов:

• выбор квартиры;

• заполнение анкеты;

• бронирование квартиры;

• подписание договора;

• оплата / оформление ипотеки.

На данный момент 90% договоров с клиентами компания подписывает электронно. С января 2021 года более 38 тыс. сделок было реализовано через приложение BIG App, 2 тыс. клиентов оформили весь цикл покупки онлайн через цифровой офис продаж, не приходя в офис.

Помимо удобства для покупателей важен «зелёный» аспект вопроса. Онлайн-подписание договоров позволило сэкономить около 2 млн листов бумаги — это 200 деревьев, оставшихся нетронутыми.

Важно и то, что теперь после сдачи объекта в эксплуатацию клиент получает возможность подписать и получить правоустанавливающие документы онлайн без участия нотариуса. Это стало возможно благодаря технологии блокчейн и интеграции с государственными системами. Кроме скорости и удобства, клиент экономит до 49 тыс. тг на услугах нотариуса: оплачивается лишь госпошлина (4800 тг). С ноября 2021 года через блокчейн было подписано и зарегистрировано 2115 договоров купли-продажи.