Семь депутатов Сената направили запрос в адрес премьер-министра РК Алихана Смаилова. В нем они подняли вопрос о новом порядке осуществления закупок АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», введенного в действие с 1 апреля 2022 года.
«1 сентября 2020 года в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент отметил, что система закупок в нацкомпаниях остается непрозрачной и малодоступной для рядовых предпринимателей. Поэтому было поручено разработать единый закон, распространяющийся на все закупки квазигоссектора», – напомнил депутат Едил Мамытбеков, озвучивая запрос, на пленарном заседании Сената.
Во исполнение поручений главы государства фонд разработал новый порядок осуществления закупок.
«Однако бизнес сообщество и эксперты, проанализировав «измененные» правила, заявляют, что в реальности фонд не решил вопрос добросовестной конкуренции и равенства субъектов предпринимательства. Более того, они считают, что новый порядок расширил условия для коррупции. Надо сказать, что представители малого и среднего бизнеса не первый год и на системной основе стараются довести до Правительства, Национальной палаты «Атамекен», компетентных госорганов свои проблемы, связанные с ограниченным доступом к закупкам фонда», – заявил депутат.
После поручения Президента бизнес ожидал качественных изменений в виде новых демократичных правил в сфере закупок, утверждает он.
«Но, исходя из анализа материалов СМИ, критических оценок экспертов, можно заключить, что практически ничего не поменялось в лучшую сторону. Анонсированные фондом изменения в части системы закупок оказались косметическими и бутафорскими. В частности, экспертное сообщество указывает, что «в новых правилах, вступивших в силу 1 апреля 2022 года, из способов закупок исключен закуп в рамках внутрихолдинговой кооперации. Но, как оказалось, он никуда не делся, а мягко перешел в способ закупки из одного источника с расширением перечня работ и услуг». То есть портфельные организации фонда сохранили привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям. Более того, на указанные организации фонда не распространяются требования Порядка осуществления закупок в части самостоятельного выполнения не менее двух третей объема по выполнению работ, оказания услуг. Данные организации могут просто передать в субподряд стопроцентный объем выполнения работ, оказание услуг, полученный ими из одного источника от фонда. Естественно возникает вопрос: а где, по сути, те изменения, предусматривающие расширение и развитие конкурентной среды?» – поинтересовался Едил Мамытбеков.
В этой связи он отметил, что в 2021 году закупки внутрихолдинговой кооперации фонда составили 25% от общего объема закупок. Весь объем закупок фонда составил 3,4 трлн тенге. При этом на открытый тендер были выведены только 18% объема закупок, а «по итогам мониторинга годовых и долгосрочных планов закупок портфельных компаний фонда на 2020-2025 годы стало известно, что закупки по конкурентным позициям планируются также посредством внутрихолдинговой кооперации».
«Известный казахстанский экономист Меруерт Махмутова по этой проблеме привела в пример результаты исследований Всемирного банка. Так, они отметили, что закупки фонда в три раза превышают госзакупки, а 87% закупок осуществляются неконкурентно. Считаем, что фонд еще не уловил изменение политики по отношению к бизнесу за счет государства. Есть убеждение, что Правительство не должно оставлять данный вопрос в его нынешнем виде. Иначе мы рискуем окончательно потерять доверие бизнеса, не сможем выстроить конкурентную и прозрачную среду для роста казахстанского предпринимательства в рамках Нового Казахстана. Таким образом фонд формально подошел к исполнению поручения главы государства в вопросах исключения «кулуарности», «непрозрачности», «завышения цен» и «устранения коррупции» в вопросах закупок. Принятые нормы нарушают принципы конкуренции и равенства субъектов предпринимательства», – заявил сенатор.
В этой связи депутаты предлагают следующее:
«Если фонд не хочет добровольно, то сделать принудительно прозрачным вопрос закупок через опубликование полного списка тех счастливчиков, осваивающих бюджеты, а также создать компетентную комиссию из числа депутатов и сотрудников Счетного комитета и Агентства по борьбе с коррупцией для сопоставления закупочных цен фонда с рыночными и сделать соответствующие действия, чтобы прекратить необоснованные закупки из одного источника».