Для гармоничного и эффективного развития Казахстана нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира - Чукин

2022-04-26 09:36:34

"Давайте разберёмся.

Материалы, которые стали появляться с обеих сторон войны, требуют более точного определения наших действий по отношению к санкциям. Про то как санкции против РФ «рикошетом» бьют по РК я уже писал.

Санкций в разных сферах много, попробую здесь поговорить только о торговле. И давайте упростим проблему – разделим весь мир товаров просто на «можно» и «нельзя», без нюансов, иначе тут 20 страниц придётся писать.

Для начала, что значит «поддерживать», «ввести», «присоединиться» или «соблюдать» санкции. "Поддерживать" это вообще не юридический термин, а больше из политики и поэтому давайте его оставим в покое. Можно не поддерживать и соблюдать что-нибудь. Насчёт "ввода" санкций тоже понятно – никаких самостоятельных санкций Казахстан по поводу этой войны не вводил.

А вот "присоединиться" и "соблюдать" западные санкции требуют точного определения. А от определения зависят дальнейшие действия. Мне кажется, главное – это соблюдение. И в этом отношении есть полная ясность, на высшем уровне было заявлено, что Казахстан не будет заниматься поставкой запретных товаров в РФ и РБ и помогать им обойти санкции.

Но это легче сказать, чем сделать. Согласно нормам ЕАЭС наша внешняя граница является общей таможенной границей всех пяти стран. Таким образом, на Хоргосе виртуально находится и точка входа в РФ. Предположим, из Таиланда транзитом через Китай в РФ едет контейнер с покрышками для Боингов. И что должны наши на посту сделать? Открыть санкционный список, найти в нем код ВЭД «покрышки авиационные» и остановить данный груз. Или китайская сторона должна была это сделать на входе-выходе в Китай? А если они этой проблемы «в упор» не видят?

Таким образом, проблема №1 – это администрирование санкционной политики на нашей внешней границе. Проблема №2 – это то же самое, но уже на границе РК-РФ. И тут ещё один дьявол в деталях сидит. Наша граница с РФ это и граница Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана,

которые не имеют прямого выхода на Россию. То есть мы должны ещё и за их грузами «присматривать», т.к. несём конечную ответственность?

Проблема №3 – это внутреннее администрирование подсанкционных товаров. Опять пример, казахская компания закупает 10,000 обычных микросхем для серверов и продаёт их в Бишкек. Вроде ничего плохого? Но если приглядеться, эта казахская и кыргызские компании никогда в жизни не торговали электроникой и вдруг такая сделка. Нет ли тут попытки протащить это через две страны, а потом тихо «в чёрную» переправить это дальше в РФ. Надо этим заниматься или пусть?

Вообще в торговле лучше не перегибать палку, а, как говорится по-научному, «управлять по отклонениям». Пусть идёт поток, если выявятся нарушения, по ним будем работать. Но ситуация настолько острая, что статьи вроде этой, в ссылке, призывают сейчас же поставить перед нами вопрос «вы с кем» и дальше принять те или иные меры. Их где-то понять можно, но для гармоничного и эффективного развития Казахстана нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира"

Алмас Чукин, экономист