О двух событиях.
Наро-фоминские поисковики приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Амет-Хана Султана. В подмосковном Жуковском на доме, в котором жил легендарный летчик, была открыта мемориальная табличка, а после в местном Доме культуры состоялись показ фильма «Воздушный лев» и открытие выставки, на которой представлены личные вещи и документы Амет-Хана.
Краткая биография героя. Родился 25 октября 1920 года в Алупке (Крым). Летное дело осваивал под руководством инструктора Петра Большакова на самолетах ПО-2. В 1939 г. зачислен курсантом в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова.
За мужественно проведенный таран над Ярославлем Амет-Хан Султан награжден орденом Ленина с вручением Почетной грамоты от руководства города Ярославля. С августа 1942 г. на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Амет-Хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя и Крыма. Вместе с французскими летчиками-добровольцами полка «Нормандия-Неман» освобождал Восточную Пруссию. 29 июня 1945 г. за проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за успешно проведенные 603 боевых вылета, 152 воздушных боя, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов и 19 в групповых боях, гвардии майор Амет-Хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
После окончания войны был зачислен в летный состав Летно-исследовательского института города Жуковский, участвовал в космической программе.
С 1951 по 1953 гг. в Багерово, под Керчью, проходили сверхсекретные, сверхсложные испытания самолета-снаряда, первых крылатых ракет. За успешно проведенные испытания летчиков-испытателей Амет-Хан Султан награжден орденом Красного знамени и удостоен Сталинской премии 2 степени.
В 1961 г. удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» с вручением ордена «Знак почета».
1 февраля 1971 г. недалеко от Егорьевска подполковник запаса Амет-Хан Султан погиб при испытании нового реактивного авиационного двигателя.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
25 октября 1941 г. в воздушном бою у Наро-Фоминска погиб заместитель командира эскадрильи 16-го ИАП 6 ИАК ПВО лейтенант Михаил Бабушкин, сын легендарного полярного лётчика, Героя Советского Союза Михаила Сергеевича Бабушкина. За два дня боев Бабушкин-младший уничтожил три самолета противника.
Родился Михаил Михайлович 29 августа 1917 г. в Петрограде. Михаил Бабушкин после смерти отца и окончания 2-го курса Московского авиационного института обратился к командованию Военно-Воздушных сил Красной армии с просьбой зачислить его в авиационную школу. Окончив 2-ю ВШЛ в Борисоглебске, стал лётчиком-истребителем. В 1940 году он впервые участвовал в воздушном параде 7 ноября, пролетев на истребителе над Красной площадью.
Лейтенант Михаил Бабушкин говорил: «…Отец учил меня: «Свое дело надо знать крепко, в совершенстве». Я стараюсь следовать традициям моего отца…».
В 1941 г. его назначили заместителем командира 2-й эскадрильи. С первых дней Великой Отечественной войны в её составе Михаил участвует в противовоздушной обороне и защите Москвы.
25 октября 1941 г. лейтенант Бабушкин М.М. погиб в воздушном бою в районе Наро-Фоминска, вылетев на боевую операцию на самолете И-16. Награжден орденом Ленина (посмертно). Его младший брат Олег, летчик бомбардировочной авиации, погиб в 1944 г.
Согласно одной из Книг памяти, Михаил захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, в другой же указано, что он пропал без вести под Наро-Фоминском. В списке воинских захоронений Новодевичьего кладбища (в числе тех, кто погиб и похоронен в годы войны) М.М. Бабушкин не числится. Скорее всего на месте захоронения родителей на Новодевичьем, прикрепили табличку с погибшими сыновьями. Отсюда информация и попала в одну из Книг памяти.
В книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» есть следующее сообщение:
«25 октября 1941 года восьмёрка истребителей 16-го ИАП, возглавляемая командиром полка подполковником Ф.М. Пруцковым, во время патрулирования над боевыми порядками войск, оборонявших подступы к Москве, обнаружили приближение 2-х групп вражеских самолётов — 7 Ju-88 и 10 Ме-109. Смелой атакой наши лётчики уничтожили 1 бомбардировщик и 5 вражеских истребителей. Командир полка лично сбил 1 Ju-88, 2 Ме-109 и в паре с лейтенантом М.М. Бабушкиным — ещё 1 Ме-109…»
Из оперсводки №104 6 АК МВО за 25 октября указано:
«… 16 ИАП прикрывал войска Зап. фронта в р-не Наро-Фоминск и Каменка. Произведено 63 самолетовылета с налетом 53 час. 43 мин. В результате групповых боев сбито 9 самолетов противника (6 Ме-109, 1 Ю-87, 1 Ю-88, 1 Ме-110)
Лейтенант Бабушкин с боевого задания на свой аэродром не вернулся. Майор Пруцков, в результате повреждения самолета, полученного в ходе воздушного боя, вынужденно сел с убранными шасси у д. Шишкино 10 км восточнее Волоколамска…
Наро-фоминские поисковики продолжают исследовательскую работу, чтобы узнать точное место падения самолета Михаила Бабушкина.
На общей фотографии летчики 16-го ИАП (слева направо), сидят: лейтенант Н. Василевский, старший лейтенант Г. Приймук; стоят: младший лейтенант А. Супрун, лейтенант М. Бабушкин, младший лейтенант Н. Макаров.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ-ЛЁТЧИКАМ, ЗАЩИЩАВШИМ НЕБО РОДИНЫ ОТ ВРАГА!